Нрс в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению проблемы места наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике

Содержание

Введение.

1. Понятие и особенности наименее развитых стран.

1.1 Понятие наименее развитых стран. Критерии классификации.

1.2 Направления, программы и модели развития наименее развитых стран.

2. Место наименее развитых стран в мировой экономике.

2.1 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее развитых стран.

2.2 Структура экономики наименее развитых стран на примере Анголы, Самоа и Эфиопии.

2.3 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран.

2.4 Программа по преодолению последствий мирового кризиса для наименее развитых стран.

Заключение.

Список литературы.

Приложение А

Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

нрс в мировой экономике.doc

— 486.00 Кб (Скачать документ)

В табл. 2.2 представлены сведения о внешней торговле вышерассмотренных государств.

Таблица 2.2. Внешняя  торговля некоторых НРС [1]

 
  Ангола (2008) Эфиопия (2005) Самоа  
экспорт, млрд. долл. 8,6 0,612 -  
статьи  экспорта нефть, газ, алмазы, нефтепродукты, кофе, сизаль, рыба и  продукты из неё, древесина, хлопок продукты питания, хлопок, кожа, кофе рыба, одежда, кокосовое  масло, кокосовый крем, пиво и копра  
партнеры  по экспорту США (44%), Китай (19%), Франция (9%), Бельгия (9%) Саудовская  Аравия (6,9%), Джибути (6,8%), Швейцария (6,4%), Италия (5,9%), США (5,5%), Нидерланды (4,2%) Австралия (63%), США  
импорт, млрд. долл. 4,1 2,722 -  
статьи  импорта машины и  оборудование, транспортные средства и запасные части; оружие, лекарства, текстиль, продовольствие машины и  оборудование, топливо, продукты питания, пластмассы, текстиль велосипеды, оборудование, строительные материалы и товары для потребления  
партнеры  по импорту Португалия (15%), Южная Африка (12%), США (10%) Саудовская  Аравия (14,7%), Китай (12,6%), США (12,4%), Индия (6,7%), Италия (4,6%) Новая Зеландия, Фиджи, Австралия, США и Япония  
         

2.3 Макроэкономические  показатели экономики  наименее развитых  стран.

Основными показателями экономического развития страны считается  увеличение показателей ВВП и  ВНП на душу населения, свидетельствующие  о росте эффективности использования  производственных ресурсов страны и  о росте среднего благосостояния ее граждан. Паритетом покупательной способности называется формулировка закона единой цены для международных рынков. Покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту. Соответственно, ВВП, рассчитанный по ППС, применяется в макроэкономическом анализе для более точных международных сравнений.

Так, для того чтобы определить рост либо спад эффективности  использования производственных ресурсов страны и рост либо спад благосостояния населения, потребуется определить динамику изменения значений ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения за определенный период. Для этого необходимы следующие показатели: данные по ВВП (ППС) за указанный период времени, численность населения государства на указанный момент времени, сальдо внешнеторговых операций государства. Рассмотрим динамику роста ВНП и ВВП в Джибути. Необходимые данные по макроэкономическим показателям НРС приводятся в Приложении Б. Величина ВНП отличается от величины ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом, иными словами - на сальдо счета текущих операций. Рассчитаем ВНП (ППС) Джибути в соответствии с формулой (2.1):

(2.1)

ВНП на душу населения рассчитывается отношением объема годового ВНП к численности населения в государстве за взятый период времени, это представлено в формуле (2):

(2.2)

Полученные  значения ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения, для упрощения процедуры  анализа динамики за период 2005-2009гг., запишем в таблицу 2.3:

Таблица 2.3. Динамика ВВП (ППС) д/н и ВНП (ППС) д/н в 2005-2009 гг.

 
  2005 2006 2007 2008 2009 Т,% t,%  
ВВП (ППС) д/н, $ 2041.720 2155.883 2273.347 2396.308 2495.516 122 22  
ВНП (ППС) д/н, $ 2010.9 2004.01 1990.8 1906.8 2263.68 112.5 12.5  
                 

Теперь рассчитаем темпы роста и прироста ВВП (ППС) д/н и ВНП (ППС) д/н в 2009г. по сравнению с 2005г. по формулам (2.3) и (2.4):

(2.3)

(2.4)

Из полученных данных видно, что, по сравнению с 2005г., показатель ВВП (ППС) д/н вырос на 22% в 2009г. Это свидетельствует о том, что экономика Джибути в этот период в целом развивалась позитивно, росла эффективность использования национального экономического потенциала и ресурсов страны. При этом, обратим внимание на динамику роста численности населения и ВНП (ППС) н/д: численность населения увеличивалась на протяжение всего периода, тогда как динамика ВНП (ППС) н/д не являлась однородной. Но тем не менее валовой национальный продукт на душу населения возрос в 2009г. на 12.5% по сравнению с 2005г. Это свидетельствует, как уже отмечалось выше, о росте благосостояния населения.

Таким образом, если на экономике Джибути не скажутся последствия мирового экономического кризиса, и государство сможет сохранить  данную тенденцию роста показателей, Джибути имеет все шансы в будущем покинуть категорию НРС.

2.4 Программа по преодолению  последствий мирового  кризиса для наименее  развитых стран.

Мировая экономика  вступает в период значительного  спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой рост существенно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача состоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.

Глобальный  экономический кризис еще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно  развитые страны переживают глубокий спад, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста. Для многих важных в экономическом отношении стран нельзя исключить опасность попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня - "тушение пожара", однако не менее срочная задача - признать коренные причины кризиса и начать глубокую реформу глобальной системы экономического руководства.

В Докладе по наименее развитым странам за 2009 год  утверждается, что воздействие глобального  экономического кризиса на НРС, по всей вероятности, будет настолько сильным, что придерживаться позиции "все  в порядке" уже более невозможно. Это потребует переосмысления парадигмы развития. Сами масштабы этого кризиса порождают как необходимость, так и возможность для перемен. Для преодоления последствий кризиса в НРС потребуется разработка инновационной и продуманной политики. Но помимо этого необходимы новые подходы в политике для обеспечения того, чтобы после кризиса процесс развития был более устойчивым и более охватывающим.

Кризис уже  подрывает действие тех факторов, которые обеспечили возможности  для высоких темпов роста НРС  как группы в период с 2002 по 2007 год. Их уязвимость не является лишь отражением традиционной зависимости от сырьевого сектора и связанной с этим чувствительности к колебаниям цен; она обусловлена комбинированной угрозой падения цен на сырьевые товары, снижения глобального спроса и сокращения финансовых потоков. Вследствие этого экспортеры продукции обрабатывающей промышленности и услуг (главным образом азиатские и островные НРС), вероятнее всего, пострадают достаточно серьезно, но страны, зависящие от сырьевого сектора (главным образом африканские НРС), пострадают еще сильнее. НРС вряд ли выдержат этот кризис без значительной дополнительной международной помощи в краткосрочной перспективе и без поддержки альтернативных стратегий развития в более долгосрочной перспективе. Изменения на обоих фронтах будут необходимы для обеспечения более устойчивой и более ровной траектории развития.

Внешняя уязвимость НРС еще более усугубляется высоким  уровнем их задолженности; в НРС  долговое бремя составляет в среднем 42% валового национального дохода по сравнению с 26% в других развивающихся странах в докризисный период. Как неоднократно предупреждала ЮНКТАД в последние месяцы, в бедных странах может разразиться новый долговой кризис. Во многих НРС нынешний кризис может поставить под угрозу обеспеченную неимоверными усилиями приемлемость уровня долга.

В этих условиях одним из главных факторов, определяющих судьбу НРС, станут тенденции в области  официальной помощи. К сожалению, опыт прошлого показывает, что в  периоды рецессий в странах-донорах  объемы ОПР, как правило, сокращаются. Крайне важно, чтобы доноры сохранили объемы своей помощи НРС, а также выполнили свои обязательства по наращиванию помощи. Исключительно важно, чтобы повышение степени зависимости от помощи, которое является весьма вероятным исходом этого кризиса, не было сопряжено с сужением пространства для маневра в политике в плане способности выбирать соответствующие варианты политики.

Для преодоления  структурных проблем НРС и  уменьшения их внешней зависимости  необходимо пересмотреть роль государства. Работа рынка основывается лишь на поступательных изменениях и мелких шагах. Вместе с тем НРС необходимо стимулировать инвестиции посредством "обобществления" риска в целях проведения долгосрочных структурных преобразований. Рынок сам по себе не был и не будет в состоянии обеспечить эти преобразования.

В политике необходимо определить три основных ориентира:

* во-первых, политику  следует сориентировать на стимулирование  производительных инвестиций, наращивание  технологического потенциала и  укрепление связей внутри секторов, а также между секторами и между различными предприятиями. Укрепление внутреннего производственного потенциала должно быть также нацелено на обеспечение производства более широкой номенклатуры более современной продукции;

* во-вторых, необходимо построить новое государство развития. Вопрос не сводится к возврату к старому стилю планирования развития, а заключается в поиске новых форм управления процессом развития, подходящих для XXI столетия. Такое руководство процессом развития должно основываться на стратегическом взаимодействии между государством и частным сектором, которое будет способствовать структурному преобразованию НРС из аграрных в постаграрные страны;

* в-третьих,  необходимо обеспечить эффективную  многостороннюю поддержку НРС. Речь идет не только об увеличении и повышении эффективности помощи, но и о разработке правил, регулирующих международные экономические взаимоотношения в области торговых, финансовых, инвестиционных и технологических потоков таким образом, чтобы это служило опорой для развития НРС. Исключительно важно также, чтобы при оказании поддержки НРС не навязывались излишние ограничения в отношении мер, которые правительства могут принимать для поощрения развития, структурных преобразований и сокращения масштабов нищеты.

Основная идея сводится к тому, что правительства  НРС должны видеть в глобальном экономическом  кризисе возможность найти поворотный пункт в траектории своего развития. Им необходимо переориентироваться  на стратегию роста догоняющего  типа, основанную на развитии производственного потенциала и расширении возможностей производительной занятости. В докладе утверждается, что правительства НРС призваны сыграть жизненно важную роль в реструктуризации экономики и в создании условий для роста догоняющего типа. Настало время привнести в программы обеспечения благотворного управления аспекты развития. Тем, кто отвечает за разработку политики в НРС, необходимо больше знать и иметь больше информации о существующих возможных вариантах политики, которые успешно использовались для ускорения роста и проведения структурных преобразований в других странах. Доклад призван внести вклад в этот процесс и повысить потенциал НРС в деле управления процессом развития. Партнеры по процессу развития и международное сообщество должны поддержать НРС в их стремлении к обеспечению благотворного управления процессом развития. В условиях кризиса настало время наверстать упущенное посредством расширения сферы государственных действий и их адаптации к условиям, подходящим для малых развивающихся стран с открытыми рынками. В докладе ЮНКТАД по НРС за 2009 год обрисовываются контуры конкретной альтернативной экономической стратегии и новой программы действий для директивных органов НРС, которые включают в себя задачи создания институционального потенциала и укрепления дополняющего рынок государства развития.

Заключение.

В рамках данной работы была рассмотрена проблема группы государств, составляющих наиболее слабое, нестабильное звено мировой экономики - группа наименее развитых стран. Это категория отсталых государств, которые в силу различных геополитических, социально-экономических и природных факторов обладают наихудшими макроэкономическими показателями и находятся на периферии мирового сообщества. Эти государства нередко называют "Четвертым миром". В силу своей экономической отсталости НРС выделяются из группы развивающихся стран в отдельную категорию. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

существование такой категории государств, как  НРС, обусловлено множеством факторов. Среди них невыгодное географическое положение, периодические гражданские войны, постоянная подверженность природным катаклизмам, исторически сложившаяся постколониальная аграрная экономика в большинстве из них, неспособная обеспечить продовольствием быстро восполняющееся население. Как следствие - треть населения НРС находится ниже порога нищеты;

Информация о работе Нрс в мировой экономике