Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 20:39, курсовая работа
Проблемы стимулирования экономического роста на данный момент остаются очень актуальными. Мировая экономика находится в стадии рецессии. США угрожает большой бюджетный дефицит, Европа продолжает ликвидировать последствия природных катаклизмов, а Россия озабочена тем, чтобы превратить количественный экономический рост в качественный.
Россия должна преодолеть экономическую слабость, широко развивать высокие технологии, и окончательно не превратиться в сырьевой придаток Запада.
5)экономическая
В мировой практике основным методом, используемым при планировании НТП и инновационной деятельности, является программно-целевой.
Программно-целевой метод тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Он реализуется путем разработки научно-технических программ.
Выделяют два вида программ:
-целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;
-программы по решению важнейших научно-технических проблем
Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ГЛАВА 3. ГОСУДПРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НТП.
3.1. Основные направления государственного регулирования НТП
Важнейшим направлением государственного регулирования, ядром формирования экономической системы является прогнозирование научно-технического развития.
В процессе прогнозирования
сначала исходят из того, что
основным стратегическим
Реализацию направлений
необходимо начинать уже
На данных направлениях
с целью выхода из сложившейся
кризисной ситуации и
Становление научного, информационного
комплексов, общероссийской системы
автоматизированного
Она предполагает создание
ряда институциональных форм, действующих
как частно-государственные
Таким образом, основная
цель институциональной
Влияние налоговой политики
на научно-техническое развитие. Пути
совершенствования налоговой
Реализация научно-технической,
структурной, промышленной политики, особенно
в настоящее время невозможна
без научно обоснованного, программируемого
финансового обеспечения
Решение этих проблем
возможно на основе поэтапного
регулируемого снижения
Становление среднего бизнеса создает благоприятные условия развития наукоемкой структуры российской экономики. На основе средних, но хорошо оснащенных предприятий становится возможным формирование собственной, отвечающей современным мировым стандартам машиностроительной базы. Роль локомотива НТП может взять на себя электронная промышленность.
Развитие наукоемкой структуры
на базе электронной промышленности
должно быть развернуто на третьем
этапе при снижении налогов на
крупный бизнес и ФПГ. Здесь может
по-настоящему развернуться становление
институциональных форм на важнейших
направлениях научно-технического развития.
Финансово-промышленные группы – флагманы
НТП. Одновременно они представляют
собой уникальный механизм диверсификации
производства. Получив в свое распоряжение
значительную часть прибыли, они
начинают в полной мере использовать
свои потенциальные возможности. Снижение
налогов на крупный бизнес создаст
оптимальные социально-
Поэтапное снижение налогов, формируя структурные изменения в экономике, подготавливает одновременно и финансовую базу для их реализации. Первоначальное снижение налогов на малый бизнес не потребует от государства значительных расходов. Наоборот, следует ожидать роста массы налогов от малого бизнеса из-за:
- значительного увеличения
количества предприятий,
- роста производства, при
котором каждый взимаемый
- выхода значительной чисти мелких предприятий из теневого бизнеса и увеличения налоговой базы.
Этих же результатов при росте массы изъятых в бюджет средств следует ожидать на втором и третьем этапах – при снижении налогов на средний, а затем и крупный бизнес. Рост налоговой базы и увеличение объема средств, поступающих в бюджет, позволят сократить бюджетный дефицит, выполнить намеченные социальные программы и при этом значительно увеличить ассигнования на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, создание внебюджетных научно-технических фондов, институциональных форм на важнейших направлениях НТП, льготное кредитование предприятий научно-венчурного капитала, бизнес-инновационных центров, научных городков.
3.2. Формирование системы инвестиционных фондов
Решение проблемы финансирования НТП невозможно без создания сети специализированных фондов. Внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются формой реализации государственной научно-технической политики и выполняют несколько функций.
Финансовый накопительный резервуар.
В этой функции фонд выступает в качестве резервуара накопления, поскольку для инвестиционной деятельности, реализации инновационных проектов нужно накопить определенную сумму, которая позволит произвести замену производственных фондов, реконструкцию, перейти на новую технологию. Это требует времени, и государство должно всемерно способствовать формированию таких резервуаров.
В настоящее время трудно рассчитывать на непосредственную помощь государства в реализации различных инновационных проектов и совсем маловероятно, что оно будет оказывать ее постоянно и непрерывно. Ускорение научно-технического развития предполагает не просто накопление определенных сумм в фондах. Внебюджетные научно-технические фонды исполняют роль экономических институтов, обеспечивающих необходимый комплекс условий для ускоренного развития НТП: финансовая поддержка крупных государственных инновационных проектов и направлений; помощь в развитии венчурного капитала, формирование прогрессивной наукоемкой структуры.
В различных странах внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются эффективным средством осуществления промышленной, научно-технической, структурной и социальной политики. Они стали мощным финансовым рычагом, благодаря которому государство целенаправленно воздействует на процесс ускорения научно-технического развития. Сеть российских инвестиционных научно-технических фондов необходимо формировать в тесной зависимости от поэтапного снижения налогов. Это обеспечит реальную финансовую базу становления научно-технических фондов на микро, мезо- и макроуровнях, максимальное использование накопленных сумм на реализацию научно-технического развития. Предусматривается не скачкообразный, а постепенный переход от решения микроуровневых задач к макроуровневым.
Первый этап позволит осуществить массовое
формирование научно-технических инновационных
фондов в сфере малого бизнеса. Ожидаемый
приток свободных средств (благодаря снижению
налогов) на счета малых предприятий предлагается
направить на создание сети микроуровневых
инновационных научно-технических фондов.
Их целевой характер определяется необходимостью
решения насущной проблемы российской
экономики: осуществления реконструкции
предприятий, их перевооружения на основе
реализации инновационных проектов. В
частности, речь идет о формировании инвестиционных
фондов реконструкции и развития. В России
организация подобных фондов сегодня
невыгодна. Поэтому инициатором их формирования,
посильным участником должно выступить
государство. Формируемые смешанные фонды
можно создавать под конкретные проекты
реконструкции предприятий и фирм, способствуя
тем самым росту инвестиционной активности,
модернизации российской экономики, выходу
ее из кризисной ситуации. Надо уже на
первом этапе полностью освободить от
налогов суммы, направляемые в инвестиционные
фонды мелких предприятий. Это не намного
уменьшит общую долю собираемых налогов,
но значительно повысит активность в сфере
малого бизнеса.