Что касается введения
специальных счетов и счетов
обновления, то в нашей стране
данная мера станет действенным
фактором увеличения накоплений
лишь при большом возрастании
прибыльности предприятий и фирм.
Формирование таких счетов под
эгидой ЦБ РФ позволит создать
устойчивый источник прямых инвестиций,
остановить падение производства,
а в последующем перейти к
активной научно-технической политике.
Требуется разработка мер по
стимулированию предприятий к
образованию таких счетов. В качестве
основных мер предлагается: не
облагать налогом 50% прибыли при
условии направления ее на
инвестиции в производственное
и непроизводственное строительство;
освободить от налогообложения
суммы, предназначенные для вложения
в новейшую технику, технологию,
оборудование, проведения реконструкции
на качественно иной, научно-технической
основе; установить 30%-ую скидку налогов
на сбережения, хранящиеся на
специальных счетах; обеспечить
систему страхования данных счетов
в соответствие с возможным
риском от их вложения.
Специальные счета и счета
обновления в условиях современной
России позволят создать социально-экономические
условия, способствующие использованию
накапливаемых сумм на прямое инвестирование
в производство. Это повлечет за
собой оживление деловой активности,
станет началом процесса переоснащения
существующей материально-технической
базы. Введение специальных, обязательных инновационных
счетов, на которых накапливаются необходимые
суммы, осуществляется на льготных условиях
и предполагает наличие механизма, препятствующего
расходованию этих сумм на не связанные
с развитием НТП цели. Если предприятие
или фирма задумает использовать их, например,
на коммерческие цели, то следует предусмотреть
полное их обложение налогом плюс штрафом.
Формирование системы
фондов развития венчурного капитала
имеет для российской экономики
чрезвычайно большое значение. Отсутствие
таких фондов обостряет проблему
невостребованности уже накопленных
к настоящему времени и нереализованных
научно-технических идей.
Развитие рискового
капитала в России сдерживается
сегодня низким уровнем прибыльности
и рентабельности, который практически
независим от внедрения достижений
НТП в производство. Положение
может измениться, если предусмотреть
создание российского банка рискового
капитала с филиалами и подразделениями
в различных регионах и городах
Российской Федерации. Последние
могут выступать держателями
фондов для реализации научно-технических
проектов повышенного риска. Финансовые
средства из них могут предоставляться
после соответствующей экспертизы
изобретателям и ученым под
реализацию новых идей и проектов.
Они должны выступать генеральными
распорядителями, вкладывая 1-2%, а
остальное – государство и
фонды рискового капитала.
Формирование сети
инфраструктурных фондов станет
возможным на втором этапе,
когда произойдет резкое снижение
налогов на средний бизнес. Это
вызовет увеличение объема средств,
идущих на накопление. Они станут
финансовой базой создания инфраструктурных
фондов. Создание развитой сети
региональных фондов обусловлено
огромными пространствами России,
различием природных условий,
климата, имеющихся ресурсов. В
будущем стране придется решать
проблему освоения незаселенных
территорий. Рассчитывать здесь
на централизованные вложения, как
это было раньше, не приходится.
Выходом станет образование ряда
региональных фондов. Формирование
целевых фондов народнохозяйственного
значения станет возможным при
существенном снижении налогов
на крупный бизнес. Первоначально
это будут фонды, ориентируемые
на улучшение экологического
состояния как отдельных регионов,
так и всей страны.
При переходе к наукоемкой
структуре становится необходимым
формирование специальных фондов НИОКР.
В это время у крупных корпораций,
финансово-промышленных групп потребность
в собственных НИОКР резко
возрастает. Дополнительно стимулировать
их развитие можно путем обязательного
помещения 10-15% прибыли в упомянутые
специальные фонды. Не облагаемые налогом
суммы существенно повлияют на накопление
первоначального капитала, выделяемого
на инвестирование НИОКР. Данные фонды
должны подлежать акционированию, что
создаст экономические условия
скорейшего увеличения первоначально
собранных сумм. Рынок акций инвестиционных
фондов, подкрепленный дивидендами
от использования инновационных
решений, новейших технологий, может
стать одним из существенных частей
российского рынка ценных бумаг.
Акционирование не облагаемых налогом
инновационных фондов – источник
расширенного процесса финансирования
НТП, ускорения возрождения рыночной
экономики России на качественно
новой научно-технической основе.
Государственное регулирование
должно быть нацелено на дифференцированный
доход к осуществлению финансирования.
Льготы могут быть предоставлены
научным учреждениям, НИИ, обслуживающим
наиболее передовые и значимые для
российской экономики отрасли: аэрокосмический
комплекс, атомную энергетику, создание
и освоение экологически чистых источников
энергии, генную инженерию, искусственный
интеллект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НТП сегодня - часть единой экономической
среды. Большинство составляющих НТП направляется
на конкретное, конечное потребление и
находит в нем наиболее полное воплощение,
поскольку отдача от сферы потребления
обширнее и быстродейственнее, чем от
сферы производства.
Перспективность фундаментальных исследований
и развития технологий определяется ресурсосбережением
и гуманизацией, то есть ресурсосберегающее
направление НТП обеспечивает более полное
удовлетворение потребностей общества
и повышение качества жизни.
Регулирование экономических отношений
в области НТП - необходимое условие функционирования
экономики в нынешний период, поскольку
бесконкурентные условия существования
многих российских предприятий сформировали
монополизм разработчиков новой техники,
породили экономическую неустойчивость
в решении проблем конкурентоспособности.
По какому пути пойдет Россия: станет ли
одной из ведущих мировых держав или превратится
в поставщика материальных ресурсов и
дешевой рабочей силы? Этот вопрос нашему
государству предстоит решить в самом
ближайшем будущем.
По итогам данной курсовой работы стало
понятным, что в России надо переходить
на основе постепенного изменения в налоговой
политике к целостной системе фондов,
во многом берущих на себя функции государственного
бюджета по финансированию развития НТП,
Они образуются на разных уровнях. На первом
этапе их цель – ускоренное переоснащение
основных производственных фондов, на
втором – структурная перестройка экономики,
та третьем – обеспечение накоплений
для скорейшего перехода к автоматизированному
производству. Источниками формирования
данных фондов станут прибыль мелких,
средних и крупных предприятий, валютная
выручка от продажи экспортных товаров,
и т.д. Система этих фондов представляет
собой взаимосвязанную сеть финансовых
резервуаров, направленную на реализацию
научно-технической политики государства.
Важнейшим его свойством является возможность
перелива капитала из одной приоритетной
отрасли в другую, от одного направления
научных и технических поисков к другому;
аккумуляция средств без ухудшения социального
положения основной массы населения; создание
условий для структурной перестройки
на базе высоких технологий и наукоемких
отраслей с последующим выходом на комплексную
автоматизацию всего производства.
При разработке процесса планирования
НТП придерживаются принципов таких, как
приоритетность, непрерывность, сквозное
планирование, комплексность, экономическая
обоснованность и обеспеченность ресурсами.
Основной метод планирования - программно-целевой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Андрианов В.Д. Россия в мировой
экономике: Учебник. – М.: Владос,
2002. – С.28.
- Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика.
2-е издание/А.И. Анчишкин. - М.: Экономика,
1989 г. – 274 с.
- Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика
формирования научно-технической политики.
- Кишинев.: 1990
- Борисов Е. Ф. «Экономическая теория»
Москва, 1998
- Брайн Т. Управление научно-техническими
нововведениями. – М.: Экономик. – 1998
- Государственное регулирование рыночной
экономики. Учебник для вузов. под ред.
В.И. Кушлина, Н.И. Волгина. М.: «ОАО НПО Экономика»
2000год - 735с.
- Дагаев А. А. Экономический рост и глобализация
технологического развития.
- Дасковский Д. Экономический рост: темпы
и качество// Экономист.-2009.-№11.-С.10-23.
- Журавлева, Г.П., Экономика / Журавлева
Г.П. – М: Юристь, 2001-289с.
- Иохин В.Я. "Экономическая теория",
Москва, Юристъ, 2000
- Климов В.Г. "Научно-технический прогресс
и большие циклы конъюнктуры мирового
хозяйства" // Проблемы прогнозирования
№ 1, 2009
- Кудров В.М. Мировая экономика./ В.М. Кудров
– М.: Экономика. – 2005. 497 с.
- Кэмпбел Р. Макконелл, Стенли Л. Брю «Экономикс»,
том 1, Таллин, 1995
- Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический
рост: теории и проблемы:Учебное пособие.
- Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 214 с
- Лекции нобелевских лауреатов по экономике
/ вступ. ст. Г.Ю. Семигин ; общ. ред. Г.Ю. Семигин
. – М. : Современная экономика и право,
2005-347c.
- Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник.
М.: ЮНИТИ. 2000.- с. 302
- Самуэльсон П. А. «Экономика», том 2, Москва,
1992
- Твисс Б. Управление научно-техническими
нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.:
Экономика. – 1989
- Экономическая теория национальной экономики
и мирового хозяйства. – М.: Финансовая
академия при Правительстве РФ, 2003. – С.
112.
- Хубиев К. Противоречия экономического
роста // Экономист. - 2010. - № 8. - С. 46 – 54
- Шумпетер Й. Теория экономического развития.
- М.: Прогресс, 1983. - С. 114
- Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.:
«Издательство АСТ», 2003.- С.195.
- Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова.
- М.:Юристъ,2001. – 215 с.
- Экономическая теория. Борисов Е.Ф. 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
— 399 с
- Экономическая теория: Учеб. для студ.
высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева.
— 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002-236c.
- web-site: www.economist.com