Об экономической ситуации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Описание

На 1 апреля 2000 года государственный долг составил 859,4 млн. USD.
Государственные ценные бумаги до 2000 года в качестве долговых обязательств для размещения на внешних финансовых рынках не выпускались, и внешний государственный долг формировался только за счет привлечения иностранных кредитов. Структура внешнего государственного долга представлена в таблице. Из приведенной информации следует, что наиболее крупными займодавцами являются такие международные финансовые организации, как международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов – Германия, США и Россия.

Работа состоит из  1 файл

Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году.docx

— 161.31 Кб (Скачать документ)

       ГЛАВА 3 ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

       3.1 Назад в историю 

       Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены  Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти  заемные средства использовались для  закупки зерна, сахара, детского питания, медикаментов, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.

       Условно можно выделить несколько периодов в истории белорусских внешних  заимствований.

       До  1996 г. республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 300 до 600 млн.USD иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996 гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 г. внешний государственный долг достиг своего максимума и составил 1,5 млрд.USD.

       В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года он составлял 1513,1 млн.USD, в течение 1996 г. привлечено 453,8 млн.USD, а погашено 96,2 млн.USD. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.USD. Однако реально он составил только 950 млн.

       Такое значительное уменьшение внешнего долга  объясняется тем, что в соответствии с Соглашением с РФ от 27 февраля  1996 г. было произведено урегулирование части долга России путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны  РФ, за комплекс зданий, переданных для размещения дипломатического и консультативного представительств России.

       С конца 1996 - начала 1997 гг. начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничилось в основном технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). Несколько позднее был реструктурирован японский кредит.

       На 1 апреля 2000 года государственный долг составил 859,4 млн. USD.

       Государственные ценные бумаги до 2000 года в качестве долговых обязательств для размещения на внешних финансовых рынках не выпускались, и внешний государственный долг формировался только за счет привлечения иностранных кредитов. Структура внешнего государственного долга представлена в таблице. Из приведенной информации следует, что наиболее крупными  займодавцами являются такие международные финансовые организации, как международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов – Германия, США и Россия.       

       Таблица № 1

Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)
 
 
 
 
     
    01.01.2010   01.01.2011
     
       Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).   7 778,8  
    9 486,2
       Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.   112,6  
    201,0
                
       Всего   7 891,4  
    9 687,2
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица № 2

       Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь  
 
       Показатели кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
       отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %        220%        31,8        32,5
       отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %        50%        16,5        17,8
       отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %        25%        1,3        2,6
 
 

       3.2.Управление государственным долгом в РБ

       В связи со снижением суверенных кредитных  рейтингов Республики Беларусь, а  также принятием Национальным банком ряда мер на внутреннем валютном рынке  в адрес органов денежно-кредитного регулирования поступают вопросы  от иностранных инвесторов, основных торговых партнеров нашей страны и ведущих международных страховых  организаций, касающиеся экономической  ситуации в Республике Беларусь.

       В этой связи Национальный банк Республики Беларусь информирует, что в целях  стабилизации ситуации в экономике  и сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса  с начала 2011 года продолжается курс на существенное ужесточение денежно-кредитной  политики и ограничение совокупного  внутреннего спроса. Для этого  используются все имеющиеся инструменты.

       В области денежно-кредитной  политики в январе-марте 2011 года были предприняты следующие меры:

       повышены  на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка (до 12 процентов  годовых), на 2 процентных пункта процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности (до 18 процентов  годовых), ставки по аукционным операциям  поддержки ликвидности (до 16,5 процента годовых) и двусторонним сделкам  СВОП (до 17 процентов годовых);

       увеличен  норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в  национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9 процентов;

       снижен  курс белорусского рубля к корзине  иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского  рубля, с начала года на 6,17 процента.

       На 2011 год коридор  изменения стоимости  корзины иностранных  валют составляет плюс/минус 8 процентов от центрального значения, сложившегося к началу года. Курс белорусского рубля к доллару и евро будет определяться с учетом взаимных колебаний валют на мировых рынках.

       Национальный  банк полностью исключает возможность проведения разовой существенной корректировки обменного курса белорусского рубля.

       При необходимости Национальный банк готов  рассматривать и реализовывать  иные меры, которые позволят скорректировать  внешний дисбаланс и обеспечить устойчивость внешних позиций в  краткосрочной и среднесрочной  перспективе.

       Относительно  текущего состояния  золотовалютных резервов, то по итогам февраля их объем в национальном определении снизился на 68 млн. долларов США и на 1 марта 2011 г. составил 5511,5 млн. долларов США. При этом в феврале Республика Беларусь в полном объеме и в срок осуществила платежи по внешнему долгу, в том числе выплатила первый купон по суверенным еврооблигациям.

       В определении ССРД МВФ уровень  золотовалютных резервов снизился на 319,4 млн. долларов США и на 1 марта 2011 г. составил 4023,6 млн. долларов США. Более  значительное снижение резервов в определении  ССРД МВФ, по сравнению с резервами  в национальном определении, связано  с методикой расчета показателя в международном определении, а  именно особенностями включения  в его состав отдельных активов  в драгоценных металлах.

       При этом в начале марта экономика  республики столкнулась с резким увеличением спроса на иностранную  валюту со стороны населения и  субъектов хозяйствования, спровоцированным опасениями относительно возможной  разовой девальвации национальной валюты.

       В связи с этим Национальным банком Республики Беларусь был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.

       Так, с 1 апреля на Белорусской валютно-фондовой бирже вводится временный порядок  покупки иностранной валюты, в  соответствии с которым в приоритетном порядке будут удовлетворяться заявки предприятий и банков на оплату импортных контрактов на покупку медикаментов, природного газа, погашение кредитов в иностранной валюте и для иных целей.

       При этом у субъектов хозяйствования и банков по-прежнему сохраняется  возможность свободной покупки  иностранной валюты на внебиржевом  рынке, на котором может перераспределяться более 70 процентов поступающей в  страну валютной выручки. Таким образом, внебиржевой рынок будет удовлетворять  основной объем потребностей субъектов  хозяйствования экономики Республики Беларусь в иностранной валюте.

       В целях повышения эффективности механизмов рыночного регулирования спроса и предложения Национальный банк Республики Беларусь увеличил границы колебания курса белорусского рубля на межбанковском рынке до 10 процентов. Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь делает упор на функционирование внебиржевого рынка как наиболее рыночно-ориентированного сегмента валютного рынка.

       Указанные меры направлены на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также сохранение золотовалютных резервов государства для реализации долговой политики государства, согласно которой в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен принцип приоритетности обслуживания и погашения внешнего государственного долга. Стратегия управления внешним государственным долгом строится на принципах обеспечения потребности государства в финансовых ресурсах при минимально возможной стоимости заимствований, сохранения объемов внешнего государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации годовых затрат на обслуживание госдолга, обеспечении исполнения обязательств в полном объеме.

       По  мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и привлечения необходимых объемов  внешнего финансирования Национальный банк осуществит отмену ранее введенных  мер регулирования операций покупки-продажи  иностранной валюты и обеспечит  полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.

       В связи с этим 31 марта 2011 г. Правлением Национального банка Республики Беларусь принято решение не применять  дополнительные ограничительные меры в сфере валютного регулирования  и валютного контроля.

       Для поддержания платежного баланса  страны в устойчивом состоянии Правительство  Республики Беларусь обратилось к Российской Федерации и Антикризисному фонду ЕврАзЭС за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму около 3 млрд. долларов США.

       Одновременно  для достижения сбалансированности экономики и снижения отрицательного сальдо внешней торговли Правительством и Национальным банком Республики Беларусь в настоящее время разрабатываются  программы экономических мер  и структурные реформы, предусматривающие  проведение приватизации государственной  собственности.

       В целях планируемого сокращения дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3 до 1.5 процента ВВП проводится работа по увеличению доходной и сокращению расходной частей бюджета.

       Кроме того в текущем году ожидается  поступление прямых иностранных  инвестиций в объеме 6,4 млрд. долларов США. При этом главной задачей, которая  поставлена Президентом Республики Беларусь перед Национальным банком и Правительством, является недопущение  дальнейшего снижения государственных  золотовалютных резервов и наращивание  их к концу 2011 года до величины, соответствующей 3-месячному среднему импорту (9–10 млрд. долларов США), что обеспечивает необходимый  уровень экономической безопасности страны.

Информация о работе Об экономической ситуации в Республике Беларусь