Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:14, реферат
На 1 апреля 2000 года государственный долг составил 859,4 млн. USD.
Государственные ценные бумаги до 2000 года в качестве долговых обязательств для размещения на внешних финансовых рынках не выпускались, и внешний государственный долг формировался только за счет привлечения иностранных кредитов. Структура внешнего государственного долга представлена в таблице. Из приведенной информации следует, что наиболее крупными займодавцами являются такие международные финансовые организации, как международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов – Германия, США и Россия.
Фактическое
достижение достаточного уровня золотовалютных
резервов станет отправной точкой для
проведения работы с международными
рейтинговыми агентствами по повышению
суверенного рейтинга Республики Беларусь
на качественно новый уровень.
3.3 «Что есть и что будет» - Беларусь глазами иностранных экспертов
Прогноз «Негативный» отражает вероятность
понижения рейтингов в том
случае, если планы страны по обеспечению
внешнего финансирования будут нарушены
в результате существенного повышения
требуемых процентных ставок или
непредвиденных препятствий на пути
привлечения внешнего финансирования.
Рейтинги могут стабилизироваться на
текущем уровне, если Беларусь увеличит
свои чистые международные резервы. Кроме
этого, стране, скорее всего, будет необходимо
провести реформы, направленные на укрепление
своей внешней конкурентоспособности.
Сравнительный анализ |
По одним показателям Беларусь
лидирует, по другим занимает одно из последних
мест среди стран рейтинговой
категории «В».
Экономика Беларуси — одна из самых развитых среди стран группы сравнения |
Экономика Беларуси, несмотря на ее текущие
проблемы, — одна из самых успешных
и развитых среди стран рейтинговой
категории «В», что подтверждается
данными о ВВП на душу населения (см. диаграмму
1). Кроме того, Беларусь опережает большинство
стран своей группы по ряду показателей
развития человеческого потенциала и
социально-экономического благополучия
— они отражают высокий образовательный
ценз населения, наличие развитой системы
социального обеспечения и высокий уровень
перераспределения материальных благ.
В 2010 г. Беларусь заняла 61-е место из 169
по индексу развития человеческого потенциала,
рассчитываемому ООН (он учитывает продолжительность
жизни, здоровье, достижения в области
образования и материальное благосостояние),
опередив Россию (65), Украину (69), Грузию
(74), Турцию (83) и Гану (130).
Республика Беларусь
в группе сравнения.
ВВП на душу населения
в 2011 г. (тыс. долл. США,
прогноз)
Так
же как и Украина с Сербией
Беларусь унаследовала богатую производственную
базу, и при этом, в отличие
от Сербии, не пострадала от войн и внутриполитических
конфликтов. Это обеспечивает Беларуси
довольно высокий для ее рейтинговой
категории уровень
Уровень государственного долга — самый низкий в группе сравнения |
Уровень чистого долга расширенного
правительства Беларуси (20% ВВП в
2010 г., оценка) ниже аналогичных показателей
большинства стран рейтинговой
категории «В» и ниже медианы
по этой категории. Тем не менее он быстро
повышается в связи с ростом государственных
заимствований (см. диаграмму 2). Также
в стране высок уровень квазифискального
кредитования, осуществляемого через
финансовую систему, поэтому официальные
цифры могут не давать полной картины
состояния государственных финансов.
Республика Беларусь
в группе сравнения.
Чистый долг расширенного
правительства / ВВП, %
Слабые показатели внешней ликвидности |
Основным внешним риском и одним
из основных факторов, негативно влияющих
на суверенные кредитные рейтинги Беларуси,
остается внешняя ликвидность. В 2010
г. совокупные потребности страны во внешнем
финансировании (платежи по СТО плюс погашение
долговых обязательств со сроками погашения,
наступающими в краткосрочном периоде),
в процентах от поступлений по СТО и доступных
резервов, составили, по предварительным
оценкам, 155%, то есть превысили медиану
по странам рейтинговой категории «В»
(102%) и показатели всех других стран группы
сравнения (см. диаграмму 3). Ситуация с
достаточностью резервов еще хуже: в 2010
г. доступных средств в распоряжении Беларуси
было достаточно для покрытия платежей
по СТО в течение примерно одного месяца.
Это значительно ниже медианы по странам
рейтинговой категории «В» и показателей
всех других стран группы сравнения. Низкий
показатель покрытия платежей по СТО означает,
что страна подвергается высокому риску
рефинансирования (см. диаграмму 4). Наивысшие
показатели внешней ликвидности в группе
сравнения имеет Венесуэла: поступления
от экспорта нефти обеспечивают ей профицит
по СТО и позволяют уверенно занимать
позицию внешнего нетто-кредитора.
Республика Беларусь в группе сравнения.
Совокупные потребности во внешнем финансировании
/ поступления по СТО плюс доступные резервы
Республика Беларусь в группе сравнения. Доступные резервы / платежи по СТО (кол-во месяцев)
Гибкость бюджета:
в 2011 г. вероятна бюджетная
консолидация
|
Государственный долг и процентные выплаты |
По состоянию на конец 2010 г. долг
расширенного правительства Беларуси
достигал 38% ВВП и примерно на 40% состоял
из гарантированного долга государственных
предприятий. Долг без учета государственных
гарантий был равен 22% ВВП. Почти 50% общего
государственного долга составлял внешний
долг. Поскольку правительство продолжает
использовать внешние заимствования для
финансирования дефицита бюджета, мы ожидаем,
что в 2011 г. доля внешнего долга увеличится.
В дополнение к 7-летним еврооблигациям
(800 млн долл.), выпущенным в 2011 г., правительство
планирует разместить как минимум один
выпуск еврооблигаций объемом в 200 млн
долл. и выпуск облигаций на сумму в 800
млн рос. руб.
В случае дальнейшего снижения резервов,
в частности сокращения финансирования
по программе МВФ, страна, вероятно, будет
брать новые кредиты у России. При этом
мы предполагаем, что Правительство Беларуси
постарается обойтись без программы МВФ,
чтобы не выполнять предусмотренные ею
условия. Для финансирования дефицита
правительство может использовать финансовые
активы, накопленные в годы, когда бюджет
исполнялся с профицитом. Кроме того, в
последние годы объем заимствований Беларуси
превышал ее потребности, и образовавшиеся
средства также могут быть использованы
на эти цели. Как следствие, мы ожидаем,
что объемы совокупного и чистого долга
расширенного правительства увеличатся
к концу 2011 г. до 39% и 21% ВВП соответственно.
Текущая структура долгового портфеля
страны позволяет сделать вывод о значительном
росте расходов на погашение внешнего
государственного долга в 2012 г.: расходы
на выплату основной суммы долга и процентов
увеличатся в 2012 г. до 1 587 млн долл. против
794 млн долл. в 2011 г. Немногим более 70% долговых
обязательств выпущено по плавающей ставке.
Внешняя ликвидность |
По нашим предварительным
Одной из основных проблем остается закрытие
дефицита внешнего финансирования. Шансы
на увеличение ПИИ в 2011 г. невелики. В последние
годы основную часть ПИИ, поступающих
в Беларусь (675 млн долл., или 1% ВВП в 2010
г.), составляли ежегодные выплаты «Газпрома»
за покупку оператора газопровода «Белтрансгаз».
Однако в 2010 г. они завершились. Мы не ожидаем
какой-либо крупной приватизации в 2011
г. Это долгий процесс, способный занять
большую часть года, но пока у нас нет информации
об объектах, которые государство собирается
приватизировать.
Мы считаем, что о значительной роли ПИИ
в финансировании дефицита текущего баланса
Беларуси в 2011 г. можно будет говорить
только в том случае, если Беларусь либо
уже заключила негласное соглашение с
Россией, либо собирается его заключить
в оставшиеся месяцы этого года. Тем не
менее заключение такого соглашения на
высшем политическом уровне, с нашей точки
зрения, маловероятно. Если же оно будет
достигнуто, то мы будем готовы допустить
и возможность какой-либо крупномасштабной
приватизации в 2011 г.
С нашей точки зрения, перспективы роста
ПИИ в среднесрочном периоде благоприятны
ввиду явно выраженной тенденции к повышению
роли частного сектора в экономике. Мы
видим значительные возможности для частных
инвестиций в ряде отраслей — например,
в энергетике, производстве удобрений,
машиностроении, пищевой промышленности,
розничной торговле. Следует учитывать
и то, что правительство недавно объявило
о проведении тендеров на ряд проектов
в сырьевом секторе. Предстоящее увеличение
ПИИ и растущая роль частного сектора
в экономике должны способствовать не
только улучшению платежного баланса
страны, но и достижению целей развития,
поставленных правительством. Мы считаем,
что без указанных факторов достичь этих
целей невозможно.
Мы ожидаем, что в 2011 г. правительство Беларуси
будет производить внешние заимствования,
а также привлекать средства через финансовый
сектор. Согласно нашему базовому сценарию,
страна сумеет мобилизовать необходимые
ей ресурсы в краткосрочной перспективе
путем выпуска еврооблигаций, а также
использования возможностей других стран
— России (напрямую) или Евразийского
экономического сообщества (косвенно).
Однако мы считаем, что недавний рост внешних
заимствований не станет долгосрочной
тенденцией. Мы предполагаем, что существующий
дефицит внешнего финансирования по-прежнему
будет оказывать давление на обменный
курс белорусского рубля. Если правительство
не обеспечит достаточно своевременное
финансирование дефицита текущего баланса
за счет внешних заимствований, у НБРБ
могут возникнуть проблемы с поддержанием
колебаний валютного курса в установленных
пределах. Не исключено, что МВФ примет
заявку белорусских властей на новую программу,
которая позволит улучшить ситуацию с
внешней ликвидностью — особенно если
ухудшатся возможности получения финансирования
из России.
По нашим предварительным оценкам, совокупные
потребности Беларуси во внешнем финансировании
в процентах от поступлений по СТО и доступных
резервов в 2010 г. существенно возросли
и составили 155% по сравнению со 126% в 2008
г. Данная цифра превосходит медианы по
странам рейтинговых категорий «ВВ» и
«В» (93 и 106% соответственно в 2010 г.). Мы считаем,
что доступных резервов будет по-прежнему
достаточно для покрытия платежей по СТО
в течение не более чем одного месяца.
«Узкий» чистый внешний долг |
В 2008 г. Беларусь имела невысокий
«узкий» чистый внешний долг (совокупный
внешний долг за вычетом резервов
и внешних активов финансового
сектора), равный 28% поступлений по СТО.
Однако в 2010 г., по нашим предварительным
оценкам, этот показатель существенно
увеличился и достиг 74%. Это объясняется
повышением уровня внешнего долга, связанным
почти исключительно с быстрым
ростом внешних государственных
заимствований в целях
Доступ частного сектора к международным
финансовым рынкам остается ограниченным.
Однако с 2010 г. белорусские банки получили
возможность производить небольшие заимствования
на внешних рынках заемного капитала.
Кредитный рейтинг (по состоянию на 29 марта 2011 г.)* | ||
Республика Беларусь | ||
Суверенный кредитный рейтинг | ||
По обязательствам в иностранной валюте | B/Негативный/B | |
По обязательствам в национальной валюте | B+/Негативный/B | |
Оценка риска перевода и конвертации валюты | B | |
Приоритетные необеспеченные обязательства (4 выпуска) | B | |
Приоритетные необеспеченные обязательства (44 выпуска) | B+ | |
История суверенных кредитных рейтингов | ||
15.03.2011 | По обязательствам в иностранной валюте | B/Негативный/B |
03.11.2008 | B+/Негативный/B | |
21.08.2007 | B+/Стабильный/B | |
15.03.2011 | По обязательствам в национальной валюте | B+/Негативный/B |
03.11.2008 | BB/Негативный/B | |
21.08.2007 | BB/Стабильный/B | |
* Все рейтинги, приводимые
в настоящем отчете, — это кредитные
рейтинги по международной |
Информация о работе Об экономической ситуации в Республике Беларусь