Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:07, контрольная работа
1. Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
Второй функцией является выполнение функции средств обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар ( Т - Т) принимает форму товарного обращения ( Т - Д - Т ). По сути дела товар проходит две метаморфозы: Т - Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную, и Д - Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов.
Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров. Первоначально функцию средства обращения товаров выполняли золотые слитки, впоследствии они приобрели форму монеты. Свою функцию средства обращения золотые монеты выполняют мимолетно, лишь как посредник обмена товаров.
Третья функция - деньги служат средством образования сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность приобрести любой товар; в силу этого деньги начинают выполнять функцию образования сокровищ.
Четвертая функция
- деньги являются средством платежа.
С возникновением кредитных отношений
- продажи товаров с отсрочкой
их оплаты - деньги стали функционировать
как средство платежа. В этой функции
они обслуживают возврат
Появление мировых денег - является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы национальных рынков и расширение мировых экономических связей привели к появлению мировых денег. Роль мировых денег выполняет золото. Оно функционирует как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства.
С развитием
мировой торговли и кредитных
отношений расчеты между
“Экономикс” по другому определяет функцию денег: 2-ю и 4-ю ( средства обращения и средства платежа) объединяет в одну и вместе с остальными составляет внутренние функции, а функцию мировых денег представляет отдельно как валютный курс.
Ликвидность-
это способность активов
Высоколиквидными типами активов являются наличные деньги, а также вклады на текущий счет.
10. Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе "О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике
рынок стоит непосредственно
между производителями и
В командной системе
хозяйства между
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство
функционирует в результате действия
объективных экономических
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить
по признакам: степень монополизированности(
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок "ноу-хау" и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)
Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1.путем развития
предпринимательства в сфере
производства и сбыта
2.путем поддержания малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное
стимулирование товаров
4.переход к свободному
ценообразованию на
5.постепенная отмена
дотирования убыточных
6.радикальный пересмотр
льготного перераспределения
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: "О защите потребительского рынка" от 20.12.91г. "О защите потребителей" от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских
товаров предназначен для продажи
обширной группы товаров народного
потребления, включая одежду, обувь,
головные уборы, парфюмерию, бытовые
товары, мебель, лекарства, отдельные
виды стройматериалов, транспортные средства
личного и семейного
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
11. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены.
Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рынка западные экономисты относят:
1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
2. возможность его
успешного функционирования
3. гибкость, высокую
адаптивность к изменяющимся
условиям. Так, когда в 70-е годы
резко повысились цены на