Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:07, контрольная работа
1. Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта
Изменение предложения | Изменение спроса | Воздействие на равновесную цену | Воздействие на равновесное количество продукта |
Увеличение Сокращение Увеличение Сокращение |
Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение |
Снижение Повышение Неопределенно Неопределенно |
Неопределенно Неопределенно Увеличение Уменьшение |
14. Для
экономического анализа недостаточно
определить направление изменения спроса,
важно измерить степень этого изменения.
Степень изменения спроса под воздействием
факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спрос
Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd).
|
|
ΔQ Δp
где
ΔQ/Q – относительное изменение спроса (в %);
Δp/p – относительное
изменение цены (в %). В зависимости от характера
товара реакция покупателей на изменение
цены (эластичность) будет разной. Виды
ценовой эластичности спроса представлены
в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Вид эластичности | Значение коэффициента | Соотношение изменения спроса и цены |
Совершенно неэластичный спрос | Е = 0 |
Цена растет (падает), спрос постоянен |
Неэластичный спрос | Е < 1 |
Цена растет (падает) больше, чем спрос |
Эластичный спрос | Е > 1 |
Цена растет (падает) меньше, чем спрос |
Единичная эластичность спроса | Е = 1 |
Спрос и цена изменяются в равной степени |
Совершенно эластичный спрос | Е = ∞ |
Спрос растет (падает), цена постоянна |
Примерами разной эластичности спроса на различные товары могут служить:
• спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);
• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
• спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
• спрос на транспортные
услуги, как правило, характеризуется
единичной эластичностью и
• если цена фиксирована, например установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
Эластичность спроса зависит от ряда факторов:
• количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
• удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
• значимости товара – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.
Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).
Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.
В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:
Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.
Коэффициент перекрестной
эластичности может быть использован
с определенными оговорками для
определения границы отрасли. Высокая
перекрестная эластичность группы товаров
дает основание полагать, что товары
принадлежат к одной отрасли.
Низкая перекрестная эластичность одного
товара по отношению ко всем прочим
товарам свидетельствует о том,
что он составляет отдельную отрасль.
Если подобным же образом, несколько
товаров имеют высокую
Основные трудности определения границ отрасли при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:
16. Эластичность предложения
Коэффициент
ценовой эластичности предложен
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.
Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:
2. специфика производства
(минимальный объем затрат на
расширение производства);
3. возможности хранения изготовленной
продукции;
4. максимально возможный объем производства
при полной загрузке мощностей.
Изучение эластичности
предложения является необходимым
условием исследования относительного
изменения предложения в
Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.
Таким образом эластичность
предложения изменяется под воздействием
технического прогресса, изменения
качественного и
17. Когда изучены спрос и предложение, соединяем эти величины и рассматриваем их влияние друг на друга и достижение рыночного равновесия.
Рыночное равновесие.
Равновесная цена и равновесное
количество. Дефициты и излишки. Влияние
изменений спроса и предложения
на равновесную цену и равновесное
количество. Причины и следствия
нарушения рыночного
Рисунок 9
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
Дефицит – большому количеству денег противостоит меньшее количество товаров.
Излишек – большое количество товаров противостоит малому количеству денег.
В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
Функции равновесной цены.
Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.
Нормирующая – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
Стимулирующая – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.
Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить следующие взаимосвязи, представленные в таблице, где знаки и означают увеличение и уменьшение соответствующих показателей: