Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 15:24, реферат
Человек-существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой.
Введение…………………………………………………………………………2
Понятие общественного производства………………………………….......4
Экономический кругооборот………………………………………………...7
Потребности…………………………………………………………………..9
Факторы производства……………………………………………………...11
Ступени прогресса производства…………………………………………..13
Структура производства…………………………………………………….16
Эффективность производства, факторы его повышения…………………17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
Введение
Человек-существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств. В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует важнейшую область деятельности людей, а именно сферу производства и распределение жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которых были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов. Человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс – стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками – создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т.д.
Общество - это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
Любое объединение людей, и общество в том числе, преследует определенные цели, из общего множества которых вычленяем экономические:
6)
экономическая обеспеченность, т.е. обеспечение
экономической поддержки незащищенным
слоям населения (больным, нетрудоспособным,
престарелым и т.д.).
1.
Понятие общественного
производства
Основой существования любого общества является процесс производства. Не существует однозначной трактовки понятия «производства». Под производством в западной экономической теории понимается создание благ и оказание услуг потребителю. С точки зрения марксистов, производство – это процесс взаимодействия человека и природы в целях создания материальных благ, которые требуются для существования и развития общества. Многие экономисты считают, что производство – это деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей. Таким образом, производство – это сфера непосредственного создания ценностей.
Понятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства. Процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Поэтому и существует понятие «общественное производство».
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство (производство сознания), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философский подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.
В
составе историко-
Производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непосредственный процесс производства - оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Развивая это положение в плане раскрытия структуры общественного производства и взаимодействия ее составных частей, необходимо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, возникают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.
Производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство). Однако еще более важной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого начала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Исходя
из сказанного, "тайна" общественного
производства заключена в "обработке
людей людьми" (К.Маркс), в том,
как люди производят друг друга, в характере
общественной связи. Это относится и к
материальному и духовному производству.
Ведь сознание, собственно, только там
и возникает, где индивид оказывается
вынужденным смотреть на самого себя как
бы со стороны, как бы глазами других людей,
где он должен соизмерять свои индивидуальные
действия с действиями другого человека,
т.е. в рамках совместно осуществляемой
жизнедеятельности. Поэтому причины того
или иного характера развития материальной
и духовной деятельности надо искать в
реальной системе общественных отношений.
2.
Экономический кругооборот
В результате общественного производства создается валовый национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.
Началом здесь является непосредственное производство – созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель). Производство является основой для всей хозяйственной деятельности. Если не создан продукт, то и нечего распределять, обменивать и потреблять. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. В системе рыночного хозяйства целью производства является получение прибыли. «Стремление к прибыли,- подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф.Хайек,- это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление производственных благ, то в таком случае мы имеем дело с процессом воспроизводства. Воспроизводство – это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Этот процесс представляет собой единство моментов:
Распределение – такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный в процессе созидательной деятельности, то определяется доля каждого человека в произведенном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.
Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь распределение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях повышения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, например, на автомобильном заводе, продукция которого – плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в тоже время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
Потребление
также непосредственно связано с производством.
На предприятиях расходуются жизненные
силы и способности работников, используются
сырье, топливо, машины, и другие существенные
условия выпуска продукции, т.е. совершается
производительное потребление. Вместе
с тем потребление составляет особый –
заключительный этап движения продукта,
когда он идет на удовлетворение личных
нужд людей. В это время полезные вещи
известным образом исчезают в процессе
непроизводительного потребления, после
чего их необходимо заново создавать.
4.
Потребности