Общественное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 15:24, реферат

Описание

Человек-существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Понятие общественного производства………………………………….......4
Экономический кругооборот………………………………………………...7
Потребности…………………………………………………………………..9
Факторы производства……………………………………………………...11
Ступени прогресса производства…………………………………………..13
Структура производства…………………………………………………….16
Эффективность производства, факторы его повышения…………………17
Заключение……………………………………………………………………...20

Список используемой литературы…………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике 1 курс.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Целью любого производства является удовлетворение потребностей. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием.

      1. По отношению  к масштабам и  структуре производства:

     1) абсолютные, перспективные;

     2) действительные, необходимые;

     3) подлежащие удовлетворению;

     4) фактически удовлетворяемые.

      2.По роли потребностей  в воспроизводстве  рабочей силы:

     1) Физические;

     2) интеллектуальные;

     3) социальные.

      3. С точки зрения уровня развития:

     1) элементарные (физические);

     2) высшие (социальные).

       4. В зависимости от социальной структуры общества:

     1) потребности общества в целом;

     2) потребности социальных групп;

     3) потребности отдельных людей.

     Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает  конкретные блага и тем самым  способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др.

     Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса  коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.

     В-третьих, производство во многом влияет на способы  применения полезных вещей и тем  самым формирует определенную бытовую  культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

     В свою очередь потребности оказывают  обратное воздействие на производство. Во-первых они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

     Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

     В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени ко все более высоким.

     Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

      -физиологические (в пище, воде, жилье, воспроизводстве рода);

      -в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

      -в социальных контактах (общение с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

      -в уважении (признания со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

      -в саморазвитии (совершенствовании  всех возможностей и способностей  человека). 

     Прогресс  общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимо от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.

     Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение  потребностей не состоит в простом  пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют  определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные – по существу безграничны.  

     4. Факторы производства 

     Производство  включает три разнородных фактора. Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.

     Первый  фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

     Труд  в материальном производстве – это  целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

     Второй  фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

     В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса  и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь они включают орудия труда( инструменты, машины, оборудование),благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда( производственные здания, каналы, дороги).

     Третий  фактор – тоже вещественный –  предметы труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке, и сырье, которое претерпело воздействие труда человека.

     Все три фактора связываются воедино  с помощью технологии.

     Технология  – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

     Все указанные факторы в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной( ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной ( факторы можно умножить , но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

     Первый  фактор – число работников –  нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля  в его составе трудоспособных людей.

     Второй  фактор – средства труда – можно  наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и строительство зданий.

     Третий  фактор – прежде всего земля и  полезные ископаемые – абсолютно ограничен. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только  до середины 21 столетия.

     В связи с этим важно определить производственные возможности  (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. 
 
 

     5. Ступени прогресса производства 

     Отдаленные  предки человека по образу жизнедеятельности  мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было налаженного регулярного производства. Вследствие этого уделом предков человека часто был голод.

     Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим  открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручению диких животных и разведению их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания стали создаваться с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

     Так начиналась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). Подавляющая часть трудоспособного населения занималась земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствовали ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

     Значительные  качественные перемены в материальной культуре благоприятствовали резкому увеличению численности населения – произошел так называемый первый демографический взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

     Рост  населения Земли и повышения  уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые были свойственны производству с применением ручного труда. Это противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е гг. 18 века  и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы 19 века. Сущность промышленной революции состояла в широкомасштабной замене ручного труда машинами.

     На  индустриальной стадии производства главной  стала вторичная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразовывала сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основную массу трудящихся составляли работники индустриальных отраслей хозяйства. Мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяли удовлетворять достаточно широкий круг материальных и культурных потребностей людей.

     С индустриальной стадией экономики  связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650-1974гг.) возросла в семь раз (в 1650 г. население планеты составляло 650 млн. человек).

     Однако  для современного этапа развития потребностей и потребления достижения индустриальной экономики явно недостаточны. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии устойчиво обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными традиционными производственными возможностями и совершенно новым – в количественном и качественном отношениях – уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся  в 40 - 50-х гг. 20 века грандиозной научно – технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной стадии производства, означающей переход к информационному обществу. На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг.

     На  первом этапе НТР (в 1940 – 1950-е гг.) возникла электроника, атомная энергетика, полимерная химия, ракетно-космическая техника и др. Второй этап НТР (1970 – 1990-егг.) ознаменовался появлением микроэкономики (компьютеров), комплексной автоматизации, генной инженерии и т.д. В результате быстро стала развиваться новая экономика, основанная на микроэлектронной технике и информационных технологиях.

     Означает  ли сказанное, что все человечество уже достигло вершины экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных ступенях развития производства.

     Во-первых, во многих странах в Африке, Латинской Америки и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные ручные орудия труда, работник может прокормить не более двух человек.

     Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например Греция), Азии, на территории бывшего СССР.

     В-третьих  постиндустриальная стадия производства утверждается в наиболее развитых странах, таких как США и Япония. Здесь  работник сельского хозяйства способен произвести в 10 – 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В тоже время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.

Информация о работе Общественное производство