Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:43, лекция

Описание

Оценка стоимости любого объекта собственности – целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на него факторов в конкретный момент времени и в условиях конкретного рынка

Работа состоит из  1 файл

лекции.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

Доходный подход к оценке бизнеса 

Наиболее часто применяется  метод дисконтированных денежных потоков, основанный на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем  текущая стоимость будущих доходов  от этого бизнеса

Основные  этапы бизнеса методом дисконтированных денежных потоков:

  1. Выбор модели денежного потока
    • Денежный поток для собственного капитала – рыночная стоимость собственного капитала организации
    • Денежный поток для всего инвестированного капитала
  2. Определение длительности прогнозного периода

В мировой практике для  оценки бизнеса прогнозный период может  составлять от 5 до 10 лет. В условиях нестабильной ситуации допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.

  1. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации

Факторы, учитывающиеся  в анализе:

  • Номенклатура выпускаемой продукции
  • Объемы производства и цены на продукцию
  • Ретроспективные темпы роста организации
  • Спрос на продукцию
  • Темпы инфляции
  • Производственные мощности
  • Перспективы и возможные последствия капитальных вложений
  • Общая ситуация в экономике
  • Ситуация в конкретной отрасли с учетом конкуренции
  • Доля организации на рынке
  • Долгосрочные темпы роста
  • Планы менеджеров данной организации
  • Бизнес-план
  1. Анализ и прогноз расходов
    • Структура расходов (Единовременные расходы, Чрезвычайнее статьи расходов)
    • Амортизационные отчисления
    • Расчеты на выплату процентов
    • Сравнение прогнозируемых расходов с соответствующими показателями аналогичных предприятий или предприятий-конкурентов

При оценке бизнеса необходимо обратить внимание на прямые и переменные издержки и также на прямые и косвенные  издержки

  1. Анализ и прогноз инвестиций
    • Собственные оборотные средства - определение суммы начального собственного оборотного капитала и установление дополнительных величин необходимых для финансирования будущего роста организации
    • Капиталовложения – инвестиции необходимые для замены существующих активов по мере их износа, а также покупки активов для покупки производственных мощностей в будущем
    • Потребности в финансировании – получение и погашение долгосрочных кредитов, выпуска акций
  1. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода
    • Прямой метод – основан на анализе движения денежных средств по статьям дохода и расхода
    • Косвенный метод – анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности
  1. Определение ставки дисконта – ставка дисконта должна рассчитываться с учетом 3 факторов
    • Наличие у многих организаций различных источников привлекаемого капитала
    • Необходимость стоимости учета денег во времени
    • Фактор риска
  1. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период – также рассчитывается ставка дисконта. В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют следующие методы ставки дисконта
    • Метод расчета по ликвидационной стоимости – применяется в том случае, если в постпронрзном периоде ожидается банкротство организации с последующей продажей имеющихся активов
    • Метод расчета по стоимости чистых активов – для стабильного бизнеса, где главной характеристикой является значительные материальные активы
    • Метод расчета предполагаемой продажи – пересчет денежного потока показателей стоимости с помощью специальных коэффициентов
  1. Расчет текущих стоимости будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. Предварительная величина стоимости бизнеса состоит из текущей стоимости денежных потоков в течение прогнозного периода и текущего значения стоимости в постпрогнозный период
  1. Внесение итоговых поправок
    • При расчете стоимости учитываются активы, участвующие в производстве
    • Фактический учет собственного оборотного капитала

Метод капитализации прибыли

Основан на том, что стоимость  доли собственности в предприятии  равна текущей стоимости доходов, которые принесет эта собственность. Этот метод наиболее подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода.

Существуют  различные методы:

  1. Капитализация чистой прибыли
  2. Капитализация прибыли до уплаты налогов
  3. Капитализация потенциальных дивидендов
  4. И т.д.

Метод капитализации  прибыли включает следующие этапы:

  1. Анализ финансовой отчетности – необходимо провести их нормализацию, т.е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременные статьи баланса и финансового отчета, которые не были регулярными в прошлой деятельности
    • Балансовый отчет
    • Отчет о финансовых результатах и их использовании
  1. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована – выбор периода текущей деятельности. В большинстве случаев на практике выбирается прибыль последнего отчетного года
    • Прибыль последнего отчетного года
    • Прибыль первого прогнозного года
    • Средняя величина дохода за несколько последних отчетных лет (обычно 3-5 лет)
  1. Расчет ставки капитализации – выводится из ставки дисконтирования путем вычитания ожидаемых среднегодовых темпов роста дохода или денежного потока
  1. Определение предварительной величины стоимости
  2. Проведение поправок

Метод дисконтирования денежного  потока трудоемкий и требует высокого уровня знаний и опыта. Этот метод  применяется в 80% при оценки. Достоинства – позволяет определить прогноз рынка и отвечает интересам инвестора.

При методе капитализации  оцениваются небольшие предприятия.

Учет рисков в  оценке бизнеса 

Учет рисков проводится на основе оценки анализа рисков. Выделяют 2 подхода:

  1. Качественная оценка рисков
    • Метод экспертных оценок
      • Бальная системная оценка рисков – определяется приемлемый уровень риска по каждому риску и сводится все в одну таблицу
      • Свод анализ – основывается на взвешивании противоположных качеств, анализируются слабые и сильные стороны, возможности и угрозы
      • «Роза рисков» и «звезда рисков» - чем больше банк, тем больше риск 
      • Метод дельфи – используется физическое разделение экспертов, что обеспечивает анонимность проведения оценки рисков и позволяет избежать принятие группового решения
    • Метод аналогии
    • Построение деревьев решений
  1. Количественная оценка рисков – сводится к определению следующих характеристик
    • Математическое ожидание – представляет собой наиболее правдоподобный результат M(E) =

xi- возможный результат

pi – вероятность соответствующего результата

    • Дисперсия – общая оценка отклонений от наиболее правдоподобного результата D(E) =
    • Стандартное отклонение σ(E) = = – показывает, насколько возможны отклонения в большую или меньшую сторону от математического ожидания. Чем больше разброс, тем выше риск
    • Коэффициент вариантности случайной величины V(E) = - чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость результата, тем больше риск (до 10% - слабая колеблемость, от 10 до 25% - умеренная, свыше 25% - высокая).

Для ситуации неопределенности  риска используется следующие коэффициенты (критерии):

  1. Критерий макси макса – крайний оптимизм, где лучшим признается решение, при котором достигается максимальный выигрыш M = max aij

аij - доход, выигрыш

  1. Максимильный критерий Вальда – из всех самых неудачных вариантов выбирается самый лучших W = max min aij
  2. Критерий минимаксного риска Севиджа – выбирается минимальный из возможных рисков S = min max rij

rij - риск или потери

  1. Критерий пессимизма-оптимизма Бурвица  H = max [p*min aij + (1 – p) max aij]

р – коэффициент пессимизма (от 0 до 1), если 0 – совпадает с максимильным, при 1 – с критерием Вальда, при полной неопределенности – 0,5

 

 

Оценка бизнес-линий 

Бизнес-линии – совокупность прав собственности долгосрочных привилегий, конкурентных преимуществ, технологий и активов, обеспечивающих ожидаемые с некоторой вероятностью будущие доходы

Предметы оценки бизнес-линий  – продукт линии 

В хозяйственной  практике оценка бизнес-линий преследует 5 целей:

  1. Определить подлинную рыночную стоимость
  2. Определить ориентированную, обоснованную, максимальную цену, по которой держателю бизнес-линий можно продать третьим лицам свою контрактную позицию
  3. Оценить целиком однопродуктовое предприятие, цели которые совпадают с оценкой его единственной бизнес-линии
  4. Оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рассматриваемой бизнес-линией. Это может быть использовано для отбора инвестиционных проектов
  5. Установить ориентированную, обоснованную, рыночную стоимость уставного капитала предприятия, учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта

Оценка бизнес-линии в  расчете на ожидаемые по ним доходы имеет смысл только тогда, когда  предполагается введение этих бизнес-линий  в течение всего того периода, в который включаются ожидаемые  доходы. Если длительность периода, в  течение которого планируется осуществлять приносящие доходы операции, окажется короче периода учета в оценке бизнеса потенциально возможных  от него доходов, то оценка бизнеса  будет завышена и наоборот.

При оценке бизнеса  важны планы конкретного предпринимателя, касающиеся времени продолжительности операций в рамках оцениваемой бизнес-линии. Поэтому период учета в оценке бизнес-линии ожидаемых по ней доходов не может быть больше временного горизонта анализа инвестора под которого проводится оценка.

В последнее время в  российскую практику активно внедряются популярная за рубежом концепция управления стоимостью компании. Концепция основана на положении, что для акционеров первостепенной задачи является увеличение их финансового благосостояния, которое измеряется рыночной стоимостью предприятия или его доли. Здесь оцениваются и решения менеджмента с точки зрения влияния на рыночную стоимость, поэтому здесь не ограничиваются локальные индикаторы. Здесь оценка выступает как объективное изменение. И оценщик начинает играть активную консультирующую роль.

Факторы стоимости:

  1. Условия обеспечения сырьем
  2. Технологический уровень производства
  3. Параметры текущей и будущей потребности в конечной продукции
  4. Условия доступа на рынок
  5. Схемы территориального размещения производства и рынков сбыта продукции

Для получения замкнутого контура управление стоимостью компании необходима интеграция системы управления стоимостью с системами учета  бухгалтерского и управленческого, с бюджетированием, анализом, системой мониторинга

 


Информация о работе Оценка бизнеса