Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:53, курсовая работа
Любой бизнес можно представить как взаимосвязанную систему движений финансовых ресурсов, вызванных управленческими решениями. Представление бизнеса в таком качестве обеспечивает логически связанный контекст для понимания как цели и природы методов анализа, так и оценки полученных результатов. Финансовая отчетность является формальным отражением статуса и результатов работы бизнеса, т.е. его информационной моделью.
Актуальность темы раскрывает само понятие оценки бизнеса - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Области принятия решений 5
1.2 Система бизнеса 6
1.3 Инвестиционные решения 8
1.4 Решения по текущей производственной деятельности 9
1.5 Решения по финансированию 10
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БИЗНЕСА 12
2.1 Подходы к оценке 12
2.2 Рыночный подход к оценке бизнеса 19
2.3 Алгоритм метода рынка капитала 20
2.4 Оценка пакета акций (доли) предприятия 21
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА…..24
3.1 Цели и задачи совершенствования системы оценки бизнеса…………….24
3.2 Система сбалансированных показателей: достоинства и ограничения….26
3.3 Развитие методов оценки эффективности бизнеса с позиции системного подхода…………………………………………………………………………...29
3.4 Современные подходы к оценке бизнеса…………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Ключевые показатели в данной области: ставки доходности собственного капитала и инвестированного капитала, коэффициенты покрытия долгов, доля собственного и заемного капитала и, наконец, показатели увеличения стоимости акционерного капитала.
Отдельное раскрытие потоков денежных средств от финансовой деятельности имеет важное значение, так как эта информация необходима для прогнозирования претензий инвестора на будущие потоки денежных средств.
Примерами потоков денежных средств от финансовой деятельности являются:
денежные поступления от эмиссии акций или других долевых инструментов;
денежные выплаты владельцам для приобретения или погашения акций компании;
денежные поступления от выпуска необеспеченных облигаций, займов, векселей, закладных и других краткосрочных и долгосрочных кредитов;
денежные погашения кредитных сумм;
денежные платежи арендатора.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БИЗНЕСА
2.1. Подходы к оценке
Для определения рыночной
или другого вида стоимости оценщики
применяют специальные приемы и
способы расчета, которые получили
название методов оценки. Каждый метод
оценки предполагает предварительный
анализ определенной информационной базы
и соответствующий алгоритм расчета.
Все методы оценки позволяют определить
стоимость бизнеса на конкретную
дату и все методы являются рыночными,
т.к. учитывают сложившуюся рыночную
конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов,
рыночные риски, сопряженные с оцениваемым
бизнесом, и предполагаемую «реакцию»
рынка при сделках купли-
Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие - за переменную. Величина стоимости бизнеса одним из методов рассчитывается с учетом влияния не только нескольких основных факторов. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. Одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие - на перспективную, третьи -- на текущую информацию фондового рынка. В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта.
Чем больше доход, приносимый
объектом оценки, тем больше величина
его рыночной стоимости при прочих
равных условиях. При этом имеет
значение продолжительность периода
получения возможного дохода, степень
и вид рисков, сопровождающих данный
процесс. Оценщик, внимательно изучающий
соответствующую рыночную информацию,
пересчитывает эти выгоды в единую
сумму текущей стоимости. Доходный
подход - это определение текущей
стоимости будущих доходов, которые,
как ожидается, принесут использование
и возможная дальнейшая продажа
собственности. В данном случае применяется
оценочный принцип ожидания. Хотя,
как правило, доходный поход является
наиболее подходящей процедурой для
оценки бизнеса, полезно бывает использовать
также сравнительный и
Сравнительный подход особенно
полезен тогда, когда существует
активный рынок сопоставимых объектов
собственности. Точность оценки зависит
от качества собранных данных, так
как, применяя данный подход, оценщик
должен собрать достоверную информацию
о недавних продажах сопоставимых объектов.
Эти данные включают: физические характеристики,
время продажи, местоположение, условия
продажи и условия
Затратный подход основан
на принципе замещения, принципе наилучшего
и наиболее эффективного использования,
сбалансированности, экономической
величины На этом принципе основывается
оценка недвижимости с позиций затратного
подхода и экономического разделения.
В целом, все три подхода связаны
между собой. Каждый из них предлагает
использование различных видов
информации, получаемой на рынке. Например,
основными для затратного подхода
являются данные о текущих рыночных
ценах на материалы, рабочую силу
и другие элементы затрат. Доходный
подход требует использования
Рис. 2.1. Методы доходного подхода.
Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:
V = D/R,
где:
D -- чистый доход бизнеса за год;
R -- коэффициент капитализации.
Метод дисконтирования денежных
потоков основан на прогнозировании
потоков от данного бизнеса, которые
затем дисконтируются по ставке дисконта,
соответствующей требуемой
Рис. 2.2. Методы затратного подхода
Затратный (имущественный) подход
в оценке бизнеса рассматривает
стоимость предприятия с точки
зрения понесенных издержек. Балансовая
стоимость активов и
Базовой формулой в имущественном (затратном) подходе является: Собственный капитал = Активы -- Обязательства.1
Данный поход представлен двумя основными методами:
методом стоимости чистых активов;
методом ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов включает несколько этапов:
1. Оценивается недвижимое
имущество предприятия по
2. Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.
3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.
5. Товарно-материальные запасы
переводятся в текущую
6. Оценивается дебиторская задолженность.
7. Оцениваются расходы будущих периодов.
8. Обязательства предприятия
переводятся в текущую
9. Определяется стоимость
собственного капитала, путем вычитания
из обоснованной рыночной
Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если:
Компания обладает значительными материальными активами;
Ожидается, что компания
по-прежнему будет действующим
Показатель стоимости
чистых активов введен первой частью
Гражданского кодекса РФ для оценки
степени ликвидности
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:
· бухгалтерский баланс;
· отчет о финансовых результатах;
· отчет о движении денежных средств;
· приложения к ним и расшифровки.
Кроме того, могут использоваться
и другие официальные формы
Алгоритм данного подхода следующий:
На первом этапе производят анализ активов предприятия и выделяют составные части, оценка стоимости которых будет производиться. Например, при оценке стоимости предприятия могут быть выделены следующие составные части: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины и оборудование и т.п. В каждой группе активов можно выделить подгруппы.
На втором этапе оценщик
выбирает наиболее приемлемый метод
оценки для каждой группы (подгруппы)
активов, выполняет необходимые
расчеты. Определяется итоговая величина
стоимости предприятия. Ликвидационная
стоимость предприятия
Рис. 2.3. Методы сравнительного подхода
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.
2.2. Рыночный подход к оценке бизнеса
Общая методология рыночного подхода сводится к следующему:
объектом оценки является некая закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидные;
среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями отыскивается компания-аналог;
за основу берется рыночная
стоимость акций компании-
с учетом различных корректировок
на оцениваемую компанию переносится
соотношение между истиной
указанное соотношение умножается
на соответствующие показатели текущих
финансовых результатов (а также
структуры капитала) оцениваемой
компании - тем самым оценивается
предположительная стоимость
Рыночный подход реализуется тремя методами оценки:
метод рынка капитала;
метод сделок;
метод «отраслевой специфики».
Метод рынка капитала заключается в том, что опираясь на текущие или прогнозные (на момент ожидаемой перепродажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока рассматриваемого предприятия, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции у сходных предприятий. (Одна из проблем - корректно определить «сходное» предприятие.)
На базе информации о сходных предприятиях рассчитываются так называемые «мультипликаторы» (коэффициенты). Например, коэффициент «цена/прибыль» - отношение цены акций сходных с оцениваемым предприятием фирм к их чистой прибыли.
Метод сделок. Если метод
компании-аналога
Метод отраслевой специфики
- такая модификация метода рынка
капитала, в которой ценовым
2.3. Алгоритм метода рынка капитала
Определение собственного капитала оцениваемой фирмы по рыночным мультипликаторам компании-аналога сводится к следующему.
Шаг 1. Формирование списка «компаний-кандидатов на аналогичность» с использованием критерия отраслевой принадлежности. Затем из этого списка отсеиваются предприятия, не удовлетворяющие дополнительным критериям отбора (размер предприятия, структура капитала, рынки сбыта и закупок, особенности бухгалтерского учета и т. д.).