Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.
Введение 3
1 Оценка бизнеса методом дисконтированных денежных потоков 5
1.1 Выбор модели денежного потока 6
1.2 Определение длительности прогнозного периода 6
1.3 Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации 7
1.4 Анализ и прогноз расходов 8
1.5 Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода 11
1.6 Определение ставки дисконта 11
1.7 Расчет величины стоимости в постпрогнозный период 13
1.8 Расчет текущих стоимости будущих денежных потоков и текущей стоимости в постпрогнозный период 14
2 Оценка стоимости бизнеса методом капитализации прибыли 15
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение А Исходные данные для выполнения курсовой
работы 20
Главным в отношении производственных издержек является разумная экономия. Если она систематически достигается без ущерба для качества, продукция предприятия остается конкурентоспособной. Для правильной оценки этого обстоятельства необходимо, прежде всего, четко выявлять и контролировать причины возникновения категорий затрат.
Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и их относительной конкурентоспособности. Умение постоянно "держать руку на пульсе" текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую политику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности. Прогноз расходов отдельно по видам продукции сводится в таблицы 3 и 4.
Таблица 2 – Прогноз выручки предприятия от реализации продукции
Показатель |
Последний год анализируемого периода |
Прогнозный период | ||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год | ||
1 Мощность фирмы - по продукту А, т - по продукту В, шт |
80892 62956 |
82509,84 64844,68 |
84160,04 66790,02 |
85843,24 68793,7 |
87560,1 70857,5 |
89311,3 72983,26 |
2 Суммарный рынок продуктов - по продукту А, т - по продукту В, шт |
885780,5 92853,71 |
930069,5 95639,3 |
976573 98508,5 |
1025401,7 101463,76 |
1076671,7 104507,67 |
1130505,3 107642,9 |
3 Доля рынка компании - по продукту А, т - по продукту В, шт |
115151,5 6499,76 |
120909,04 6694,75 |
126954,49 6895,59 |
133302,22 7102,46 |
139967,24 7315,5 |
146965,69 7535,003 |
4 Цена продукции, д.е - по продукту А д.е/т - по продукту В, д.е/шт. |
150 75 |
157,5 78 |
165,4 81,12 |
173,6 84,4 |
182,3 87,7 |
191,4 91,3 |
5 Производство фирмы - по продукту А, т - по продукту В, шт |
80892 6499,76 |
82509,84 6694,75 |
84160,04 6895,59 |
85843,24 7102,46 |
87560,1 7315,5 |
89311,3 7535,003 |
6 Выручка д.е, всего, в том числе - по продукту А - по продукту В |
12133800 487482 |
12995300 522190,5 |
13920071 559370,26 |
14902386 599447,6 |
15962206 641569,35 |
17094183 687945,77 |
Таблица 3 – Прогноз расходов фирмы по продукции А
Показатель |
Анализ. период |
Прогнозный период | ||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год | ||
1. Объем продаж, т |
80892 |
82509,84 |
84160,04 |
85843,24 |
87560,1 |
89311,3 |
2 Переменные затраты, д.е/т |
||||||
2.1 Сырье |
16,70 |
18,04 |
19,48 |
21,04 |
22,7 |
24,54 |
2.2 Заработная плата |
30 |
31,8 |
33,71 |
35,73 |
37,87 |
40,15 |
2.3 Электроэнергия |
8,5 |
8,93 |
9,37 |
9,84 |
10,3 |
10,85 |
2.4 Итого затрат на 1 тонну |
55,20 |
58,76 |
62,56 |
66,61 |
70,93 |
75,53 |
3 Общие переменные затраты |
4465238 |
4848361 |
5264895 |
5717802 |
6210312 |
6745945 |
4 Амортизация |
70000 |
70000 |
70000 |
70000 |
70000 |
70000 |
5 Накладные расходы |
3500 |
3570,0 |
3641,4 |
3714,2 |
3788,5 |
3864,3 |
Итого затрат |
4538738 |
4921930,7 |
5338535,9 |
5791516,2 |
6284100,6 |
6819809,6 |
Таблица 4 – Прогноз расходов фирмы по продукции В
Показатель |
Анализ. период |
Прогнозный период | ||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год | ||
1. Объем продаж, т |
62956 |
64844,68 |
66790,02 |
68793,72 |
70857,53 |
72983,26 |
2 Переменные затраты, д.е/т |
||||||
2.1 Сырье |
9,88 |
10,67 |
11,52 |
12,45 |
13,4 |
14,5 |
2.2 Заработная плата |
23 |
24,38 |
25,84 |
27,39 |
29,04 |
30,78 |
2.3 Электроэнергия |
7 |
7,35 |
7,7 |
8,1 |
8,5 |
8,9 |
2.4 Итого затрат на 1 тонну |
39,88 |
42,40 |
45,08 |
47,94 |
50,99 |
54,23 |
3 Общие переменные затраты |
2510685 |
2749440 |
3011183 |
3298157 |
3612823 |
3957891 |
4 Амортизация |
90000 |
90000 |
90000 |
90000 |
90000 |
90000 |
5 Накладные расходы |
3000 |
3060,0 |
3121,2 |
3183,6 |
3247,3 |
3312,2 |
Итого затрат |
2603685 |
2842500,4 |
3104304,7 |
3391340,2 |
3706070,6 |
4051203,2 |
В течение прогнозного периода предприятие не предполагало осуществлять инвестиции, поэтому данный этап оценки бизнеса в курсовой работе опущен.
1.5 Расчет величины денежного потока для каждого года
прогнозного периода
На основании выбранной модели формирования чистого денежного потока необходимо провести его расчет и свести в таблицу 5.
Таблица 5 – Расчет чистого денежного потока, д.е
Показатель |
Анализ. период |
Прогнозный период | ||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год | ||
1 Выручка от реализации |
16855500 |
18053184,8 |
19338077,0 |
20708574,7 |
22176409,0 |
23757554,5 |
2 Себестоимость реализованной продукции |
7142423,28 |
7764431,1 |
8442840,6 |
9182856,4 |
9990171,2 |
10871012,8 |
3Налогооблагаемый доход |
9713076,72 |
10288753,8 |
10895236,5 |
11525718,4 |
12186237,8 |
12886541,7 |
4 Корпоративный налог (20%) |
1942615,34 |
2057750,8 |
2179047,3 |
2305143,7 |
2437247,6 |
2577308,3 |
5 Чистая прибыль |
7770461,38 |
8231003,0 |
8716189,2 |
9220574,7 |
9748990,2 |
10309233,4 |
6 Амортизация |
160000 |
160000,0 |
160000,0 |
160000,0 |
160000,0 |
160000,0 |
7 Чистый денежный поток |
7930461,38 |
8391003,0 |
8876189,2 |
9380574,7 |
9908990,2 |
10469233,4 |
Значение амортизации принимается в соответствии с вариантом и остается неизменным во все годы прогнозного периода.
1.6 Определение ставки дисконта
С технической, т.е. математической, точки зрения ставка дисконта -это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов (их может быть несколько) в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования, другими словами - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.
Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников. Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться с учетом трех факторов. Первый - наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации. Второй - необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени. Третий - фактор риска. В данном контексте мы определяем риск как степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов.
Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:
для денежного потока для собственного капитала:
для денежного потока для всего инвестированного капитала:
Расчет ставки дисконта зависит от того, какой тип денежного потока используется для оценки в качестве базы. В данной курсовой работе в качестве модели для оценки ставки дисконта применяем метод оценки капитальных активов.
В соответствии с моделью оценки капитальных активов ставка дисконта находится по формуле:
где R - требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал);
Rf- - безрисковая ставка дохода;
β - коэффициент бета (является мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране);
Rm- общая доходность рынка в
целом (среднерыночного
S1 - премия для малых предприятий;
S2 - премия за риск, характерный для отдельной компании;
С - страновой риск.
Модель оценки капитальных активов (САРМ - в общеупотребимой аббревиатуре на английском языке) основана на анализе массивов информации фондового рынка, конкретно - изменений доходности свободно обращающихся акций. Применение модели для вывода ставки дисконта для закрытых компаний требует внесения дополнительных корректировок.
В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям); считается, что государство является самым надежным гарантом по своим обязательствам (вероятность его банкротства практически исключается).
Коэффициент бета представляет собой меру риска. На фондовом рынке выделяются два вида риска: специфический для конкретной компании, еще называемый несистематическим (определяется микроэкономическими факторами), и общерыночный, характерный для всех компаний, акции которых находятся в обращении, называемый также систематическим (определяется макроэкономическими факторами). В модели оценки капитальных активов при помощи коэффициента бета определяется величина систематического риска. Рассчитывается коэффициент бета исходя из амплитуды колебаний общей доходности акций конкретной компании по сравнению с общей доходностью фондового рынка в целом.
Коэффициенты бета в мировой практике обычно рассчитываются путем анализа статистической информации фондового рынка. Эта работа проводится специализированными фирмами. Данные о коэффициентах бета публикуются в ряде финансовых справочников и в некоторых периодических изданиях, анализирующих фондовые рынки. Профессиональные оценщики, как правило, не занимаются расчетами коэффициентов бета. В таблице 6 представлены β-коэффициенты для различных отраслей экономики. Необходимо рассчитать ставку дисконта для своей отрасли.
Таблица 6 – β-коэффициенты различных отраслей
Отрасль |
β-коэффициент |
Тяжелая промышленность |
1.45 |
Коммунальные предприятия |
1.1 |
Энергетика |
0.75 |
Строительство |
1.88 |
Пищевая промышленность |
1.58 |
Бытовые услуги |
0.75 |
Легкая промышленность |
1.23 |
Транспорт |
1.15 |
Высокие технологии (Hay-tech) |
0.95 |