Олигополия и ее основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:50, реферат

Описание

В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция - это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная - это вполне реальная

Содержание

Введение
1. Олигополия и ее основные признаки
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики) в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

олигополия 1.docx

— 43.82 Кб (Скачать документ)

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок  в периоды сезонного роста  спроса на нефтепродукты, когда независимые  участники испытывают острый дефицит  продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В  сентябре-октябре 2007 г. в европейской  части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа  ФАС России установлено, что дефицит  возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт  был более привлекателен в  связи с резким ростом мировых  цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого  всеми крупнейшими ВИНК, наносит  ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных  ВИНК в оптовом и розничном  сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы  продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК - каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего  влияния. Общее описание сложившейся  структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется  на собственных АЗС вне зависимости  от территориальной удаленности  этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную  привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние  на эффективность работы компаний и  свободное ценообразование на нефть  и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено  через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами  и вовлечение в торговый оборот нефти  и нефтепродуктов, принадлежащих  ВИНК [26].

Основные выводы по второй главе:

- структура нефтяной отрасли  в РФ имеет олигопольный характер  и характеризуется наличием вертикально-интегрированных  нефтяных компании (ВИНК);

- свободный рынок нефти  практически отсутствует: более  80% нефти в Российской Федерации  добывается и обрабатывается  пятью крупными ВИНК;

- существуют ряд серьезных  барьеров для входа в отрасль:  ограничение доступа независимых  участников рынка к мощностям  по переработки нефти; ограничение  возможности независимых участников  рынка поставлять нефтепродукты  в отдельные регионы; наличие  у ВИНК большого административного  ресурса; высокие первоначальные  затраты;

- ситуация на рынке  нефтепродуктов характеризуется  тем, что регионы добычи, переработки  и сбыта продукции жестко распределены  между крупными ВИНК;

- на процесс формирования  внутренней цены на нефтепродукты  влияют ограниченное предложение  внутри страны, динамика мировых  цен, система налогообложения,  желание добывающих компаний  сбывать продукцию на экспорт,  а не внутри страны, монополизированная  система сбыта.

3. Роль ФАС (Федеральной  антимонопольной политики) в регулировании  структуры рынка нефтепродуктов  РФ

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий  и рекламы [2].

Федеральная антимонопольная  служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния  рынков реализации нефтепродуктов и  уровня цен в регионах. Практически  на всех территориях России, за исключением  городов Москва и Санкт-Петербург, уровень конкуренции на розничных  рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или  иной степени контролируются крупнейшими  российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними  структурами) [24].

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны  монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких  цен на нефтепродукты в оптовом  и розничном звене. В указанных  случаях ФАС России вынужденно вмешивается  в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. Так, например в 2008 г. 15 территориальных  органов ФАС рассматривали дела о сговорах на установлении цен на бензин ФАС. ФАС обвиняла компании в  нарушении п.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», в осуществление согласованных  действий по установлению и поддержанию  розничных цен на нефтепродукты  АИ-80, АИ-92, АИ-95 (АИ-96) и дизельное  топливо на локальных розничных  рынках нефтепродуктов. Были выданы предписания  об отмене таких действий и наложении  крупных штрафов.

Зачастую высказываются  мнения о необходимости внедрения  государственного регулирования цен  на нефтепродукты. Однако, действующими законами Российской Федерации не предусмотрено  государственное регулирование  цен на нефтепродукты, и цены на указанные  товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких  цен или иных злоупотреблений  доминирующим положением и наличии  надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят  предписания об устранении нарушений  и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также  налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота  компании [24]. Так, например, в сентябре 2008 г. было рассмотрено дело о сговоре  по разделу рынка реализации бензина  в Тамбовской области между компаниями ОАО «НК Роснефть» и ЗАО  «Тамбонефтепродукт». Указанные хозяйствующие  субъекты заключили концессионное  соглашение, которое приводит или  может привести к разделу товарного  рынка нефтепродуктов по составу  продавцов. Нарушение выражается во включении в договор коммерческой концессии ограничительного условия  в части согласования перечня  поставщиков, у которых осуществляются закупки нефтепродуктов. По мнению ФАС, была нарушен п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», который говорит, что запрещаются действия, которые  могут привести к разделу товарного  рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров  либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Было решено выдать хозяйствующим  субъектам предписания о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства и наложить штрафы в размере 45077 тыс.руб.

В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения  мировых цен на нефть темпы  и уровень снижения розничных  цен на автомобильное топливо  значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен  на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС  России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных  цен на бензин и дизельное топливо  либо согласованных действий хозяйствующих  субъектов, приводящих к поддержанию  цен, надбавок (ст. 10, 11 Закона о защите конкуренции). Дела рассматриваются  территориальными управлениями, поскольку  розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже  рассмотрели порядка 200 дел в отношении  нефтяных компаний, как в опте, так  и рознице. По 113 делам приняты  решения о признании факта  нарушения, наложены штрафы на общую  сумму более 6 млрд. рублей. Большая  часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании [24]:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,

ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,

ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,

ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей

По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, законность и  обоснованность решений антимонопольных  органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки  других - арбитражными и апелляционными судами.

ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные  нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им НПЗ установили монопольно высокие цены на оптовых  рынках. В отличие от розничных  рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая  и технологическая возможность  перемещения товара к покупателям). ФАС России в оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок  дизельного топлива и рынок автомобильных  бензинов.

Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась - наблюдается  резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые  цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих  заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо - на 23%; на бензин А-76 - на 37%; на бензин А-92 - на 57%; на бензин А-95 - на 14% [24]. Указанное повышение  оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). Были установлены  признаки нарушения антимонопольного законодательства крупнейшими российскими  нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:

1) повышение указанными  компаниями оптовых отпускных  цен на нефтепродукты на внутреннем  рынке до уровня, превышающего  уровень мировых цен (цен конкурентного  рынка) с учетом расходов на  транспортировку (рис.1);

2) резкое повышение отпускных  цен на всех основных нефтеперерабатывающих  заводах, не соответствующее динамике  цен на нефть (рис.2):

Цены на ДТЛ  в Уфе руб./т

Цены на ДТЛ  в Москве руб./т

Рис. 1 Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива  на внутренний рынок и на экспорт (по данным агентства Argus) [21]

Рис. 2 Динамика отгрузочных  цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2008 - 1 квартале 2009 гг. [21]

ФАС России считает, что наблюдаемая  картина ценообразования в отрасли  свидетельствует о наличии серьезных  структурных искажений и считает  необходимым в кратчайшие сроки  реализовать в виде конкретных мероприятий  предложения, одобренные 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации  в рамках Программы развития конкуренции  в Российской Федерации [21]:

- увеличить объемы реализации  нефтепродуктов на открытых торгах;

- обеспечить свободный  и равный доступ всех участников  рынка, в том числе иных ВИНК  к купле-продаже произведенных  ВИНК нефтепродуктов на всех  сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);

- разделение видов деятельности  ВИНК между различными юридическими  лицами в рамках одного холдинга  для вовлечения в оборот на  основе конкурентных отношений  между поставщиками и покупателями;

- сформировать перечень  показателей состояния рынков  и информации о деятельности  нефтяных компаний, в том числе  планы и фактический выпуск  нефтепродуктов, наличие свободных  мощностей по переработке нефти  и хранению нефтепродуктов и  определить порядок ее опубликования;

- утвердить методологию  расчета внутренних индексов  цен на нефтепродукты и процедур  их использования федеральными  органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для  использования в долгосрочных  договорах;

- создать условия для  развития независимых от ВИНК  компаний в добыче и переработке  нефти, в том числе за счет  стимулирования развития независимой  от ВИНК переработки;

- определить порядок недискриминационного  доступа к транспортной инфраструктуре  в целях вовлечения в разработку  дополнительных объемов запасов  сырья;

- исключить избыточные  административные барьеры при  проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке  нефти, при получении разрешений  и выделении участков под строительство  автозаправочных станций.

То, что нефтяной промышленности уделяется большое внимание подтверждает и тот факт, что был создан 12 октября 2009 года при Федеральной  антимонопольной службе (ФАС России) был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и  нефтепродуктов. Экспертный совет был  образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции  на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая  транспортировку указанных товаров. Совет будет сформирован из представителей федеральных и региональных органов  исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных  организаций, представителей союзов и  общественных объединений и независимых  экспертов. Отметим, что сейчас при  ФАС России на постоянной основе собираются 22 экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участие  представители крупнейших игроков  рынка. Решения советов носят  рекомендательных характер, но по сложившейся  практике выводы участников могут быть использованы ФАС России для осуществления  своих функций в сфере антимонопольного регулирования и нормотворчества [23].

Информация о работе Олигополия и ее основные признаки