Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:50, реферат
В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция - это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная - это вполне реальная
Введение
1. Олигополия и ее основные признаки
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики) в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ
Заключение
Список использованной литературы
Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают. В сентябре-октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%). Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.
Подобное устройство рынка,
порожденного и поддерживаемого
всеми крупнейшими ВИНК, наносит
ущерб эффективности самим
Основные выводы по второй главе:
- структура нефтяной отрасли
в РФ имеет олигопольный
- свободный рынок нефти
практически отсутствует:
- существуют ряд серьезных
барьеров для входа в отрасль:
ограничение доступа
- ситуация на рынке
нефтепродуктов
- на процесс формирования
внутренней цены на
3. Роль ФАС (Федеральной
антимонопольной политики) в регулировании
структуры рынка
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Федеральная антимонопольная
служба и ее территориальные органы
проводят постоянный мониторинг состояния
рынков реализации нефтепродуктов и
уровня цен в регионах. Практически
на всех территориях России, за исключением
городов Москва и Санкт-Петербург,
уровень конкуренции на розничных
рынках нефтепродуктов недостаточен,
поскольку рынки в той или
иной степени контролируются крупнейшими
российскими вертикально-
ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. Так, например в 2008 г. 15 территориальных органов ФАС рассматривали дела о сговорах на установлении цен на бензин ФАС. ФАС обвиняла компании в нарушении п.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», в осуществление согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на нефтепродукты АИ-80, АИ-92, АИ-95 (АИ-96) и дизельное топливо на локальных розничных рынках нефтепродуктов. Были выданы предписания об отмене таких действий и наложении крупных штрафов.
Зачастую высказываются
мнения о необходимости внедрения
государственного регулирования цен
на нефтепродукты. Однако, действующими
законами Российской Федерации не предусмотрено
государственное регулирование
цен на нефтепродукты, и цены на указанные
товары должны формироваться на основе
рыночного механизма
В соответствии со своими полномочиями,
на основании норм ФЗ «О защите конкуренции»,
при выявлении факта ценового
сговора, установления монопольно высоких
цен или иных злоупотреблений
доминирующим положением и наличии
надлежащих доказательств, ФАС России
и ее территориальные органы выносят
предписания об устранении нарушений
и совершении действий, направленных
на развитие конкуренции, а также
налагают на нарушителей административные
штрафы, размер которых рассчитывается
в процентах от годового оборота
компании [24]. Так, например, в сентябре
2008 г. было рассмотрено дело о сговоре
по разделу рынка реализации бензина
в Тамбовской области между компаниями
ОАО «НК Роснефть» и ЗАО
«Тамбонефтепродукт». Указанные хозяйствующие
субъекты заключили концессионное
соглашение, которое приводит или
может привести к разделу товарного
рынка нефтепродуктов по составу
продавцов. Нарушение выражается во
включении в договор
В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Закона о защите конкуренции). Дела рассматриваются территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.
Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании [24]:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других - арбитражными и апелляционными судами.
ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании при реализации нефтепродуктов с принадлежащих им НПЗ установили монопольно высокие цены на оптовых рынках. В отличие от розничных рынков, оптовые рынки нефтепродуктов охватывает территорию всей Российской Федерации (существует экономическая и технологическая возможность перемещения товара к покупателям). ФАС России в оптовом сегменте были выделены рынок мазута топочного, рынок авиационного керосина, рынок дизельного топлива и рынок автомобильных бензинов.
Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась - наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: на дизельное топливо - на 23%; на бензин А-76 - на 37%; на бензин А-92 - на 57%; на бензин А-95 - на 14% [24]. Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). Были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства крупнейшими российскими нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года:
1) повышение указанными
компаниями оптовых отпускных
цен на нефтепродукты на
2) резкое повышение отпускных
цен на всех основных
Цены на ДТЛ в Уфе руб./т
Цены на ДТЛ в Москве руб./т
Рис. 1 Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рынок и на экспорт (по данным агентства Argus) [21]
Рис. 2 Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2008 - 1 квартале 2009 гг. [21]
ФАС России считает, что наблюдаемая
картина ценообразования в
- увеличить объемы реализации
нефтепродуктов на открытых
- обеспечить свободный
и равный доступ всех
- разделение видов деятельности
ВИНК между различными
- сформировать перечень
показателей состояния рынков
и информации о деятельности
нефтяных компаний, в том числе
планы и фактический выпуск
нефтепродуктов, наличие свободных
мощностей по переработке
- утвердить методологию
расчета внутренних индексов
цен на нефтепродукты и
- создать условия для
развития независимых от ВИНК
компаний в добыче и
- определить порядок
- исключить избыточные
административные барьеры при
проведении работ по разведке,
добыче, хранению и транспортировке
нефти, при получении
То, что нефтяной промышленности
уделяется большое внимание подтверждает
и тот факт, что был создан 12
октября 2009 года при Федеральной
антимонопольной службе (ФАС России)
был создан Экспертный совет по развитию
конкуренции на рынках нефти и
нефтепродуктов. Экспертный совет был
образован в целях рассмотрения
вопросов и подготовки предложений,
направленных на развитие конкуренции
на рынках нефти и нефтепродуктов,
а также смежных рынках, включая
транспортировку указанных