Олигополия и ее основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:50, реферат

Описание

В экономической теории большое внимание уделяется проблемам структуры рынка. Как известно, выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция - это несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная - это вполне реальная

Содержание

Введение
1. Олигополия и ее основные признаки
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ
3. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики) в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

олигополия 1.docx

— 43.82 Кб (Скачать документ)

Таким образом, сделаем ряд  выводов по третьей главе:

- регулированием ситуации  на товарных рынках, поддержанием  конкурентной среды в России  занимается Федеральная антимонопольная  служба (ФАС);

- ФАС постоянно ведет  мониторинг ситуации на рынке  нефтепродуктов, вынужденно вмешивается  в процессы ценообразования на  монополизированных оптовых и  розничных рынках нефтепродуктов;

- основным методом борьбы, как мы видим, является система  наложения штрафов с оборота;

- к основным направлениям  совершенствования регулирования  можно отнести: налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного  регулирования, повышения прозрачности  деятельности основных участников  рынка, содействия развитию независимого  сектора по всем сегментам  рынка нефти и нефтепродуктообеспечения.

 

Заключение

В нашей курсовой работе мы попытались рассмотреть теоретические  и практические особенности функционирования такой рыночной структуры как  олигополии.

Олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке  присутствует малое количество фирм, контролирующих большую часть рынка.

В особенности олигополии, ее основные признаки мы рассмотрели  в первой главе нашей работы. К  основным признакам олигополии можно  отнести: это малое количество фирм, барьеры для входа на рынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость производителей.

В экономической литературе присутствует много критериев, по которым  классифицируются олигополии. Например, по характеру выпускаемой продукции  различают однородную и дифференцированную олигополии.

Олигополии характеризуются  взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов  олигополии особенно четко проявляется  в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют  на подобное действие, ведь в противном  случае они потеряют покупателей  на рынке. Взаимозависимость в действиях  выступает универсальным свойством  олигополии.

Олигополии в процессе ценообразования используют ряд  метод (ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая накидка), которые были рассмотрены  нами в первой главе работы.

Олигополии характерны для  современных рынков. В частности  присутствуют они и в России (черная и цветная металлургия, нефтяная промышленность, автомобильная промышленность, рынок сотовой связи).

Во второй главе работы мы рассмотрели олигополистический рынок нефтепродуктов. Нефтяная промышленность особенно важна для экономики  России, поскольку несмотря на все  попытки уйти от сырьевой зависимости, нефтяная промышленность является важнейшим  источником доходов государства. Деятельность нефтяников во многом определяет уровень  поступления доходов в бюджет государства. За счет этих поступлений  в свое время был сформирован  Стабилизационный фонд.

Если говорить об отрасли, то она носит олигополистический характер. Рынок нефтепродуктов контролируются несколькими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). ВИНК контролируют объемы добычи нефти, объемы сбыта внутри страны и на экспорт, процессы ценообразования. Рынки сбыта внутри страны также  разделены между ведущими ВИНК.

В силу такой структуры  рынка, важности рынка для экономики  всей страны регулированию рынка  уделяется большое внимание со стороны  государства, в частности Федеральной  антимонопольной службы (ФАС). ФАС  отмечает, что практически на всех территориях России уровень конкуренции  в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, существуют завышенные цены.

Развитию конкуренции  препятствует дефицит нефтеперерабатывающих  мощностей и нефтехранилищ, высокие  экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость  строительства нефтеперерабатывающих  заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

Задача ФАС - это недопущение  появления новых сговоров, олигополий, завышения цен. В рамках программы  развития конкуренции предусматривается  совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа  в отрасль.


Информация о работе Олигополия и ее основные признаки