Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:03, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: Исследование рынка банковских платежных карт и сопоставление Российского опыта использования данного платежного инструмента с опытом зарубежных стран. Реализуя эту цель, выявляются факторы, препятствующие эффективному функционированию ранка банковских карт и определить основные тенденции в развитии рынка банковских карт, способствующих расширению клиентской базы банка.
Введение 5
1 Раздел: Теоретические основы использования банковских карт как инструмента расчетов и кредитования 9
1.1 Основные этапы развития банковских карт 9
1.2 Банковские карты как элемент безналичных расчетов 13
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая операции с использованием банковских карт 15
1.4 Классификация банковских карт 17
Раздел 2. Анализ операций с использованием банковских карт и технологии их осуществления 24
2.1 Порядок совершения операций с использованием банковских карт 24
2.2 Риски, возникающие в процессе совершения операций с банковскими картами и способы их минимизации. 27
2.3 Обеспечение безопасности функционирования банковских карт 32
2.4 Порядок отражения в учете операций с банковскими картами 35
2.5 Анализ структуры рынка банковских карт по Орловской области в 2011-2012 гг. 42
Раздел 3. Анализ развития операций с банковскими картами в Российской Федерации 49
3.1 Особенности российского рынка банковских карт 49
3.2 Совершенствование организации обслуживания банковских карт и услуг на их основе 51
3.3 Перспективы развития банковских карт как важного элемента розничного бизнеса кредитных организаций 52
Заключение 56
Библиографический список 60
— текущий контроль полноты
и правильности оформления заявлений;
наиболее целесообразной представляется
их ежедневная проверка руководителем
операционного подразделения в
конце операционного дня. Это
имеет значение еще и потому, что
чаще всего одновременно с заявлением
клиент заполняет анкету в соответствии
с требованиями законодательства по
противодействию легализации
— последующий контроль
полноты и правильности оформления
заявлений; если банк не имеет возможности
проверять заявления ежедневно,
следует предусмотреть
— обеспечение требований
к сохранности заявлений и
сохранению банковской тайны по содержащимся
в них сведениям; эти процедуры
могут значительно
Банковские риски, возникающие при обслуживании карт
Управление рисками
По операциям с кредитными картами базовым банковским риском является кредитный риск, и процедуры по его минимизации, так же как и по кассовым операциям, детально регламентируются Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Следует обратить внимание
на взимание комиссии за выпуск карты.
Существует практика взимания этих комиссий
автоматически при открытии карточного
счета, в счет образующейся задолженности.
Такая практика приводит к тому,
что, если клиент по каким-либо причинам
не воспользуется кредитной
Следующий риск касается мелких
сумм непогашенных овердрафтов и
связан с теми же самыми рисками. В
данном случае в рамках системы управления
рисками банку следует
Довольно часто возникают
проблемы также и с неразрешенными
овердрафтами по кредитным картам.
Так, например, стандартным условием
при выдаче овердрафта является право
банка снизить лимит по карте
при выявлении факторов, свидетельствующих
об ухудшении качества задолженности.
Однако при этом зачастую существует
временной лаг от принятия такого
решения до введения соответствующих
изменений в настройки АБС, что
приводит к возникновению неразрешенного
овердрафта. Кроме того, существует
ряд платежей, игнорирующих эти настройки
(бронирование гостиниц за рубежом, иные
виды платежей). Помимо вышеперечисленных
процедур по минимизации риска в
данном случае следует разработать
процедуру незамедлительного
Общими для дебетовых
и кредитных карт являются и спорные
вопросы, связанные с отказами от
совершенных операций (проведением
по картам не санкционированных клиентом
операций). Во всех случаях отказа клиента
от операций банку следует проводить
служебное расследование с
— четкого определения порядка рассмотрения данных споров в договоре;
— процедуры инструктажа клиента по вопросам пользования картой и пин-кодом и порядку блокировки карт в случае утери, кражи карты или сомнения в характере проводимых по ней операций. Письмо ЦБ РФ от 02.10.2009 № 120-Т «О памятке “О мерах безопасного использования банковских карт”» рекомендует размещение памятки о правилах пользования картой в местах общего доступа (на стендах, в операционных залах).
В последнее время участились
случаи мошенничества по картам с
использованием банкоматов, в том
числе с наложением на панель банкомата
специальных «считывающих»
С целью минимизации рисков мошенничества при работе с банкоматами в число подозрительных должны попадать все операции, по которым пин-код вводится более чем два раза. Сведения об указанных операциях должны передаваться ответственному сотруднику, который в течение установленного времени (чаще всего 2–3-х дней) осуществляет дальнейший контроль за операциями, проходящими по подозрительной карте.
Операции по эквайрингу, помимо рисков, в целом присущих картам физических лиц, несут дополнительные риски, которые можно подразделить:
— на технические (неисправное или неверно эксплуатируемое оборудование, сбои в каналах связи);
— недобросовестного партнерства (мошенничества, халатности и/или недостаточной квалификации со стороны персонала эквайринговой точки).
Первый из перечисленных рисков минимизируется установкой лицензированного оборудования, инструктажем по его обслуживанию и регулярной проверкой его технической исправности, а также соблюдением требований по защите каналов связи от несанкционированного доступа и прочих требований по защите информации при обмене данными.
Второй вид рисков можно минимизировать, во-первых, соблюдением принципа «Знай своего клиента», а во-вторых, обязательным контролем за совершением операций. Очень частыми являются такие нарушения, как проведение операторами операций по картам без предъявления документов, удостоверяющих личность клиента, и недостаточная внимательность при сличении подписей клиента на банковской карте и на слипе ПОС-терминала. Это же является одним из самых распространенных способов «обналичить» утерянную или украденную карту, поэтому данному риску должно уделяться достаточное внимание.
Риски по зарплатным проектам
и корпоративным картам, помимо базовых,
в основном проявляются в небрежности
при передаче данных на выдачу и
перевыпуск карт, нарушениях процедур
передачи и учета конвертов с
пин-кодами, порядка росписи клиентов
на банковских картах, выдачи памяток
(инструктажа) и т.п. Здесь применимы
те же минимизирующие риски процедуры,
применяемые в банке при
По каждому из вышеперечисленных
направлений ответственные
В свою очередь подразделения анализируют данные, содержащиеся в базах, для оценки своей деятельности.
Защита информации
Защита информации обеспечивается путем реализации операторами и агентами правовых, организационных и технических мер, направленных:
на обеспечение защиты информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении информации;
на соблюдение конфиденциальности информации;
на реализацию права на доступ к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила платежной системы должны предусматривать в том числе следующие требования к защите информации: [15]
создание и организация функционирования структурного подразделения по защите информации (службы информационной безопасности) или назначение должностного лица (работника), ответственного за организацию защиты информации;
включение в должностные обязанности работников, участвующих в обработке информации, обязанности по выполнению требований к защите информации;
осуществление мероприятий,
имеющих целью определение
проведение анализа рисков нарушения требований к защите информации и управление такими рисками;
разработка и реализация систем защиты информации в информационных системах;
применение средств защиты информации (шифровальные (криптографические) средства, средства защиты информации от несанкционированного доступа, средства антивирусной защиты, средства межсетевого экранирования, системы обнаружения вторжений, средства контроля (анализа) защищенности);
выявление инцидентов, связанных с нарушением требований к защите информации, реагирование на них;
обеспечение защиты информации
при использовании
определение порядка доступа к объектам инфраструктуры платежной системы, обрабатывающим информацию;
организация и проведение контроля и оценки выполнения требований к защите информации на собственных объектах инфраструктуры не реже 1 раза в 2 года.
Для проведения работ по защите информации операторами и агентами могут привлекаться на договорной основе организации, имеющие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и (или) на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации. Контроль (оценка) соблюдения требований к защите информации осуществляется операторами и агентами самостоятельно или с привлечением на договорной основе организации, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Операторы и агенты утверждают локальные правовые акты, устанавливающие порядок реализации требований к защите информации. [Приложение 4]
Банком «ХКФ Банк» разработана
специальная памятка для
Общие рекомендации:
Никогда не сообщайте ПИН третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам кредитной организации, кассирам и лицам, помогающим Вам в использовании банковской карты.
ПИН необходимо запомнить или, в случае если это является затруднительным, хранить его отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для третьих лиц, в том числе родственников, месте.
Никогда ни при каких обстоятельствах
не передавайте банковскую карту
для использования третьим
При получении банковской
карты распишитесь на ее оборотной
стороне в месте, предназначенном
для подписи держателя