Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Содержание
Введение 3
1 Понятие монополия 5
1.1 Решение монополиста относительно объема производства 5
1.2 Правило "большого пальца" для ценообразования 8
1.3 Смещение спроса 10
1.4 Воздействие налога 11
2 Монопольная власть 14
2.1 Показатели монопольной власти 16
2.2 Ценообразование 17
2.3 Регулирование цен 18
2.4 Регулирование цен на практике 21
Заключение 23
Глоссарий 25
Приложения 27
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При цене Рc - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальнойй границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.[6]
Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рисунок в приложении Б показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm . В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня Рc соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.
Конкурентная цена (Рc на рис.6) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr в Приложении Б) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле "конкурентной" или "справедливой". В этом заключается регулирование нормой прибыли : максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма.
К сожалению, при регулировании нормой прибыли возникают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов и бухгалтеров). Во-первых, трудно оценить необесцененный акционерный капитал, хотя это ключевой элемент при определении нормы прибыли фирмы. Во-вторых, "справедливая" норма прибыли должна основываться на фактических издержках капитала, но эти издержки в свою очередь зависят от поведения учреждения, регулирующего цену (и от восприятия вкладчиками капитала будущих допустимых норм прибыли).[7]
Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчетах по норме прибыли, зачастую ведет к запаздыванию реакции регулирующего учреждения на изменение в издержках и в рыночных условиях, а также к длительным и дорогостоящим обсуждениям вопроса об установлении цены. Обычно выигрывают от этого адвокаты, бухгалтеры и экономисты-консультанты. В итоге происходит запаздывание с установлением и регулированием цены (на год и более).
Таким образом, можно заметить, что на установление цены и объема производства при монополистической конкуренции влияют многие факторы рассмотренные в данной работе. На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы :
1. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки..
3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Власть монополии может быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
5. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
6. В целом мы полагаемся на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть.
В конце хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
№ | Понятие | Определение |
1 | Монополия | тип отраслевого рынка, на котором: - присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; - отсутствуют близкие заменители товара; - имеются высокие барьеры входа. |
2 | Конкуренция | в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. |
3 | Монополист | фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ей получать монопольную прибыль. |
4 | Спрос | количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен. |
5 | Власть монополий | это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара |
6 | Ценообразование | установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов |
7 | Рыночная власть | означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара |
8 | Предельный доход | понятие предельного анализа производственной деятельности, изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнительной единицы выпускаемой продукции. |
9 | Естественная монополия | ид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы) |
10 | Чистая монополия | ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. |
Список используемой литературы
1 | Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: "Дело и сервис", 2004. -480 с. - - ISBN: 5-900916-26-4 |
2 | Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: " Дело и сервис", 2000. – 726 с. - ISBN: 5-8459-0504-4 |
3 | Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, - 2003. - 368 с. - ISBN: 5-8459-0278-9 |
4 | Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. СПб.: издательство «Питер», - 2000.- 800 с. - ISBN: 5-8046-0098-2 |
5 | Бузуев А.В. Международные монополии: новое в борьбе за рынки.- М.: "Международные отношения",- 2005.- 560 с. - ISBN: 5-88930-009-9 |
6 | Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 2007. – 581 с.- ISBN: 5-279-02606-9 |
7 | Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 927 с. - ISBN: 978-5-16-001195-0 |
8 | Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. Санкт-Петербург. «ПИТЕР».2002. – 761 с. - - ISBN: 5-94836-011-3 |
9 | Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. — 808 с. - ISBN: 5-207-13411-1 |
10 | Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Микроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 374 с. - ISBN: 5-272-00179-6 |
А | |
Б |
2
[1] Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. Санкт-Петербург. «ПИТЕР».2002. – с. 12-13
[2] Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, - 2003. – С. 87
[3] Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, - 2003. - 89
[4] Бузуев А.В. Международные монополии: новое в борьбе за рынки.- М.: "Международные отношения",- 2005.- С. 98
[5] Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, - 2003. – С. 90
[6] Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: " Дело и сервис", 2000. – С. 267
[7] Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: "Дело и сервис", 2004. –С. 98