Организационно-экономические трудности издательской деятельности в период финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать количественную и качественную оценку деятельности издательства «АСТ» в период финансового кризиса и сделать выводы о степени устойчивости издательского бизнеса в целом.
В задачи курсовой работы входит: раскрытие основных понятий экономики и организации издательской деятельности; рассмотрение деятельности издательской организации как фирмы на рынке; расчет себестоимости и отпускной цены издания с учетом современных объемов финансовых показателей стоимости затрат на производство издательской продукции; выбор подходящей формы выплаты авторского вознаграждения для издательств в условиях финансовой нестабильности.

Содержание

Введение 3
I. Организационно-экономические основы издательской деятельности 5
1.1 Издательская деятельность в условиях рынка 5
1.2 «АСТ» - издательство РФ 5
1.3 Организационная и экономическая политика издательства «АСТ» в период финансового кризиса 7
II. Работа издательских объединений в период финансового кризиса 9
2.1 Организационные меры управляющего персонала издательства для преодоления трудностей в финансовый кризис 9
2.2 «АСТ» среди других издательств в борьбе за место на книжном рынке 11
2.3 Издательство и проблемы авторского права в период финансового кризиса 13
III. Расчет себестоимости и отпускной цены издания «1985 / Памятные книжные даты» 17
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение: 32
Графические характеристики результатов работы издательства «АСТ» в период финансового кризиса 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа АСТ в период финансового кризиса.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

Г). В настоящее время в Перми представлены два крупных оператора книготоргового рынка российского масштаба. Издательская группа "АСТ", имеющая свою розничную сеть, реализует свою продукцию через два книжных магазина "Буква".

 

    1. «АСТ» среди других издательств в борьбе за место на книжном рынке

 

«Кризис когда-нибудь закончится, все "проснутся" и увидят нового монополиста - АСТ :(…»4 - так рассуждают пусть не специалисты, но вполне рассудительные граждане на просторах всемирной паутины.

Специалисты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  прогнозируют, что выпуск книг в  России в связи с финансовым кризисом может сократиться почти на треть. При этом люди будут меньше покупать книг и журналов. В издательствах стараются просчитать спрос и подкорректировать объемы тиражей на следующий год. Книготорговцы уверены, что книги будут приобретаться даже в условиях экономического кризиса. Ситуация в экономике скажется на ассортименте, тиражах и цене книг, считают крупнейшие издательства России.

В общем и целом  надо сказать, что руководители крупнейших российских издательств давали самые  разные прогнозы на будущее.

По данным "АСТ"  наблюдается снижение доходности от продаж на 11%. Также издательство зафиксировало  перераспределение спроса в сторону более дешевой продукции. Согласно прогнозу финансового директора издательской группы "АСТ" Олега Бартенева, книготорговцы будут задерживать выплаты средств и перекредитовываться за счет издателей. Хотя для крупных издательств, по его мнению, эта проблема не так велика, как для мелких и средних. Произойдет снижение количества выпускаемого книжного ассортимента, как следствие - снижение заказов в типографиях.

Представители издательства "ЭКСМО" говорили о том, что  книги, которые могут годами лежать на полках магазинов, теперь будут издаваться в последнюю очередь. Генеральный директор издательства Олег Новиков высказал несогласие с тем, что произойдет серьезное сокращение рынка. Он считает, что снижение потребительских расходов приведет к снижению реализуемых тиражей на 10-15%, но при этом в денежном выражении рост рынка составит порядка 10% за счет повышения цен на книжную продукцию. По прогнозам Новикова, цены на книги будут расти, на 2-3% опережая инфляцию. В связи со снижением реализации тиражей могут увеличиваться объемы возвратов на 40-50%.

В издательстве "Молодая  гвардия" уверяют, что из-за кризиса  могут быть внесены лишь коррективы по тиражам изданий, а "Вагриус" намерен решать финансовые проблемы за счет экономии средств и выпуска, в первую очередь, коммерческих проектов.

По мнению генерального директора ООО "Топ-книга" Георгия  Лямина, кризисные явления в отрасли  сказались еще не полностью. Пока наблюдается снижение товарооборота  по сравнению с плановыми величинами на 10% в рознице и более сильное - в оптовом звене. Он прогнозирует, что в 2009 году отрасль ждет снижение объема продаж. Будет ли оно сильным или окажется сопоставимым с цифрами инфляции (10-15%), зависит от согласованности действий участников рынка. По его словам, наибольшее влияние на ситуацию окажет то, насколько издатели сумеют выстроить баланс между удержанием доли на рынке (в физическом выражении) и экономическими интересами компании (с учетом финансовых и рыночных возможностей, которыми они обладают). Однако главным обстоятельством является то, что отрасль в состоянии преодолеть кризисные явления. Во-первых, она не сильно закредитована. Во-вторых, ориентирована на внутренний продукт, измеряемый рублями, и слабо подвержена валютным рискам. В третьих, ориентирована на конечного потребителя, который остается достаточно лояльным к книге как к товару: в условиях кризиса спрос на этот товар сильно не меняется и даже может увеличиться.

Директор "Лас-Книгас" Лилия Василенко, хотя и подтверждает снижение продаж на 15-20%, которое началось с октября этого года, полагает, что книги все равно будут покупаться. В "Лас-Книгас" не ждут в наступающем году глобальных проблем. Пока головная компания не требует сокращений персонала и не обещает снижения поставок. У магазина еще большие запасы на складах, а корректировки в тиражах издательств скажутся на ситуации только в новом году. На вопрос, какими бы изданиями можно было пожертвовать в условиях кризиса, она отвечает так: книги, хорошо расходящиеся в Москве, в регионе раскупаются не так, как хотелось бы самим авторам. Сегодня все зависит от денег. От кого издательства деньги получат, того и будут издавать".

Администратор магазина "Буква" Ольга Рогозина тоже говорит  о снижении продаж. По ее словам, сегодня  трудно прогнозировать дальнейшее развитие событий, но пока издательская группа "АСТ", продукцию которой реализует магазин, не объявляла о масштабном снижении поставок5. Здесь популярны фантастика, эзотерика, народная медицина, современная литература. Среди самых популярных авторов продавцы называют Бориса Акунина, Юрия Полякова, любовные романы и детские детективы Екатерины Вильмонт, криминальную мелодраму Юлии Шиловой, вампирский роман Стефани Майер.

Эксперты констатируют, что за издательством должна стоять какая-либо сильная финансовая структура, без инвестиционной поддержки которой пробиться на рынок художественной литературы невозможно. От того, кто будет инвестировать проекты на издательском рынке, зависит, в конечно счете, то, что мы будем читать.

    1. Издательство и проблемы авторского права в период финансового кризиса

 

Общая суть того, что издательства во время финансовой нестабильности вынуждены нарушать чьи-либо авторские  права, не снимает с них ответственности пред законом. Другое дело, если в свете несовершенства российского законодательства возникают споры о правоте сторон. Нашумевшим стало решение Арбитражного суда Москвы о выплате издательством «Астрель» (входящего в издательскую группу АСТ) в пользу издательства «Терра» 7,567 миллиарда рублей за контрафактное издание книг Александра Беляева, эксклюзивные права на издание которого были куплены «Террой» у дочери писателя. АСТ в ответ заявило, что, на книги Беляева авторское право больше не действует. Писатель умер в 1942 году, и через 50 лет после его смерти, в 1992 году, все его произведения перешли в общественное достояние, потому как в 1992 г. срок действия авторского права в нашей стране и составлял 50 лет. Но есть нюанс:6 По закону, если писатель воевал или работал в тылу в период Великой Отечественной Войны, к сроку действия авторского права добавляются еще 4 года. Стало быть, права заканчивались в 1996-м году. Дело в том, что в 1993 году наша страна увеличила срок охраны авторских прав с 50 до 70 лет для всех авторов, книги которых на момент принятия закона находились под авторским правом. То есть не до 1996 года, а до 2016-го!

Сумма иска, правда, озадачила. Но «АСТ» выпускало контрафактного Беляева средним тиражом 30 тысяч экземпляров, плюс к тому, издали его подарочным изданием за 115 тысяч рублей в числе всего 630 экземпляров по финансовым соображениям. Судья Хохлов В. А. счел разумным присудить «АСТ» платеж, равный двойной цене каждого «Терровского» экземпляра за незаконно проданный свой (в сумме и есть 7,5 млрд.). Денег таких у «АСТ» конечно же не было, тем более что стоимость активов ООО «Издательство «Астрель» на конец 2009 года достигала 633,5 млн руб., ООО «Издательство «АСТ-Москва» на конец 2008 года — 149 млн руб.

На самом деле у этого скандального дела есть весьма занятная предыстория, в свете которой все выглядит не столь однозначно. Но прежде два замечания.

Во-первых, издательский рынок нашей страны устроен так, что два «динозавра», «Эксмо» и «АСТ», фактически поделили «топовых» авторов между собой; есть весьма немногочисленный подлесок издательств средней руки, подъедающие оставшиеся от дележки куски, а мелкие издатели еле сводят концы с концами. Второе обстоятельство, которое следует знать: в 1995 году Россия подписала Бернскую конвенцию по авторскому праву – и среди издателей страны началась «Битва По Вопросу «Доконвенционки».

Суть в том, что СССР с 1973 года присоединился к Женевской конвенции по авторскому праву. Поскольку эксклюзив доходнее всеобщей доступности, крупные издательства вступили за отмену принципа свободной реализации авторов из-за рубежа, печатавшихся до 1973 года. «АСТ» утверждало свои права на «доконвенционных» авторов особенно жестко. Купив себе Э.-М. Ремарка, Ж.-П. Сартра, Дж. Р. Р. Толкина, Харпер Ли, Э. Хэмингуэя, Г. Гессе, У. Голдинга, К. Воннегута, Г. Миллера, А. Камю, Э. Фромма и многих других, издательство душило судебными исками более мелких собратьев (издательство «Азбука» получило от них иск по контрафактному изданию Астрид Линдгрен. «АСТ» тогда предупредило книжные магазины о возможных юридических санкциях за продажу этих изданий – соответствующее письмо получила крупнейшая столичная книготорговая сеть «Московский дом книги»). Более того – примененную в «деле Беляева» формулу «цена легально изданного экземпляра умножается на тираж нелегально изданный и умножается на два» в судебный оборот ввела именно группа «АСТ», о чем говорит председатель правления холдинга «Терра» Сергей Кондратов: «АСТ» сознательно отсуживало по этой схеме огромные суммы у мелких издательств, которые и более маленькие суммы не могли себе позволить». Причем, практику эту утвердили не очень честным путем: вначале был проведен суд над издательствами, которые контролируются «АСТ» так или иначе (те издают произведения, которые, по мнению лидера, являются уже охраняемыми). Те и не сопротивляются.

Многие стояли насмерть и их можно понять. В ситуации, когда все раскрученные авторы скорее рано, чем поздно перекупаются «монстрами», небольшие издательства выживали в основном на «паблик домене», на востребованных авторах, издавать которых могут все. Если же война за «доконвенционку» (а это практически весь XX век) будет проиграна, что им прикажете выпускать в твердой обложке? «АСТ» выиграло у «Терры» иски на незаконно, по их мнению, изданного Ремарка и «Этимологического словаря» М. Фасмера в переводе О. Н. Трубачева.

«Терра» обращается в Конституционный суд РФ, чтобы раз и навсегда решить зависший вопрос с законностью «доконвенционки» (неудачно: суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению). АСТ в ответ пару месяцев назад подает иск о признании ООО «Терра книжный клуб» банкротом – мол, взыскание с них 6 миллионов за Ремарка и 5 за Фармера, даст  разорение.  И вдруг…Беляев.

19 октября 2010 года стало  известно, что Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил жалобу издательства «Терра» на решение арбитражного суда Москвы, по которому издательство "Астерль" требовало взыскать с издательства «Терра» 7,5 миллиардов рублей7.

 

III. Расчет себестоимости и отпускной цены издания

«Памятные книжные даты. 1985»

Ключевые понятия экономики  и организации издательской деятельности:

Себестоимость – денежное выражение затрат на производство и реализацию издательской продукции.

Общеиздательская  себестоимость – затраты на производство издания с исключением коммерческих затрат на него. В сумме коммерческие затраты и общеиздательская себестоимость образуют полную себестоимость издательской продукции.

Постоянные расходы принято считать синонимичными общеиздательским, так как они не изменяются при сохранении объема производства, а их объем в себестоимости единицы издательской продукции  изменяется.

К переменным расходам принято относить расходы на бумагу и переплетные материалы, так как в себестоимости единицы продукции их значение не изменяется, тогда как изменение это происходит пропорционально объему.

Маржа (от фр. marge – край, после страницы) – разница между ценой продажи и покупки товара

Маржинальный  доход – превышение выручки с продаж над совокупными затратами, относящимися к определенному уровню продаж; разность между выручкой и переменными расходами.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу. Она исчисляется в денежном выражении как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность.

Полная (валовая) прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.

Добавленная стоимость – часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Она определяется разностью между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.

Чистая  прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты из валовой прибыли налогов, отчислений и обязательных платежей.

Выручка – денежные средства, полученные от продажи товаров и услуг.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара

Произведем видо-типологическую характеристику издания.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» издание «Памятные книжные даты. 1985» является книгой, так как его объем равен 288 страницам, а это больше 48. Заметим, что пред нами один из выпусков сериального издания. По целевому назначению оно является справочным, так как содержит сведения историко-документального характера, расположенные в удобном для быстрого отыскания порядке. Кроме этого, данное издание является частично научным, так как содержит научно подготовленные к публикациям памятники культуры (их фрагменты) и исторические документы.

Информация о работе Организационно-экономические трудности издательской деятельности в период финансового кризиса