Организационно-экономический механизм инновационной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:15, реферат

Описание

Технологические и социальные революции преобразовали предпринимательскую среду. Новые технологии являются не только причиной изменений на предприятиях, но и параметром их стратегии развития. Было бы ошибочным как пытаться достичь стоящих перед предприятием целей путем чисто технократических решений, так и игнорировать влияние технологической сферы.

Работа состоит из  1 файл

Организационно-экономический механизм.docx

— 34.90 Кб (Скачать документ)

     В области распространения новшеств значительная роль принадлежит рыночным отношениям, в том числе специфическим формам рынка: коммерческим предприятиям (технопарки, акционерные общества, товарищества), инновационным фондам, банкам и биржам инноваций.

     Разновидностью  рыночных отношений в инновационной  сфере является лицензионная деятельность, бурное развитие которой наблюдается в настоящее время. Торговля лицензиями – весьма эффективная область внешнеторговых сделок. Ей предшествовало формирование современной патентной системы, которая устанавливала правовые основы обмена научно-техническими достижениями.

     Существуют  следующие виды лицензий:

     − исключительная, при которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения;

     − неисключительная (простая), в этом случае лицензиату предоставляются неисключительные права на использование охраняемого патентом изобретения с сохранением за лицензиаром прав на предоставление лицензий третьим лицам;

     − открытая (лицензия по праву), выдаваемая по заявлению патентообладателя лицу, заявившему о своем желании использовать охраняемое патентом изобретение, при этом патентообладатель не имеет такой возможности;

     − принудительная - лицензия, выдаваемая компетентным государственным органом по заявлению лица, желающего и готового использовать охраняемое патентом изобретение, если патентообладатель не использовал его в течение 5 лет с даты внесения изобретения в Государственный реестр изобретений;

     − кросс-лицензия, предусматривающая  взаимный обмен правами на использование объектов промышленной собственности, знаний и опыта (предоставляется в тех случаях, когда стороны не могут осуществлять свою производственную деятельность, не нарушая прав друг друга);

       − возвратная, при выдаче, которой лицензиару предоставляются права на использование усовершенствований объектов техники или технологии, разработанных лицензиатом;

     − сублицензия, предусматривающая предоставление лицензии третьим лицам (по объему продаваемых  прав соответствует простой лицензии). 
 

Международное техническое содействие 

Механизмы технической помощи

В зависимости от количества стран, участвующих в проекте, выделяется двустороннее и многостороннее техническое содействие.

  • Двустороннее ТС осуществляется по соглашениям между правительства ми страны-донора и страны — получателя помощи. В бюджетах большинства развитых стран предусматриваются специальные средства на оказание технического содействия развивающимся странам. Обычно это не очень значительные суммы, которых хватает на консультации в узких областях, в развитии которых могут быть заинтересованы сами страны-доноры. В большинстве случаев техническое содействие на двусторонней основе предусматривает некоторое участие страны-получателя в финансировании проектов. Однако во многих случаях такая техническая помощь оказывается абсолютно бесплатно для получающей страны или по очень льготным, субсидированным ценам. В экономической и финансовой сферах наиболее типичными формами технической помощи на двусторонней основе являются подготовка и переподготовка кадров, предоставление компьютерной техники, электронных систем учета и управления, средств банковских коммуникаций, направление экспертов- резидентов.
  • Многостороннее ТС включает осуществление совместных проектов ТС несколькими странами в отношении одной страны — получателя. В этом случае страны — поставщики ТС на основе многостороннего договора пре доставляют отдельные компоненты технологии или технологического оборудования. К разряду многостороннего относится и ТС по линии международных организаций, финансируемое за счет взносов стран—членов программы оказания технического содействия другим членам, которые в ней нуждаются. Техническая помощь от лица международных организаций обычно выражается либо в командировании экспертов в конкретных областях в нуждающиеся страны, либо в приглашении специалистов из развивающихся стран в штаб- квартиры международных организаций или в их учебные центры и проведение там консультаций и семинаров. Международные организации могут командировать своих штатных сотрудников, которые обладают экспертными знаниями в определенных областях, либо попросить правительства своих стран-членов подыскать специалиста из числа национальных кадров, который мог бы быть командирован на определенный срок за счет международной организации в развивающуюся страну.

Одной из первых международных организаций, которая стала оказывать техническую помощь развивающимся странам, стала Программа развития ООН ( United Nations Development Prog ram — UNDP ). Большие программы технической помощи осуществляют МВФ, Мировой банк, ОЭСР и практически все другие международные организации.

Итак, международное  техническое содействие предусматривает предоставление развитыми странами развивающимся странам содействия в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Оно включает передачу знаний, опыта, технологии, технологически емкой продукции, обучение кадров. Техническое содействие предоставляется в виде безвозмездных технологических грантов или проектов финансирования развития технологии совместно со страной-получателем на двусторонней или многосторонней основе, включая содействие через международные организации. 

Разновидностью  международной передачи технологии является между народное техническое содействие или техническая помощь, которая получила большое развитие с середины 70-х годов.

Программы технического содействия

Международные программы технического содействия осуществляются как по линии международных  организаций, так и на двусторонней основе. Они направлены прежде всего на оказание технического содействия развивающимся странам и странам, находящимся в переходном периоде, с целью ускорения создания основ развитой рыночной экономики. Техническое содействие (которое иногда называют технической помощью) направлено на повышение технологического уровня стран-получателей. Его надо отличать от других форм международной помощи развитию, которые являются в большинстве своем прямым бюджетным финансированием со стороны развитых государств беднейших африканских и азиатских стран и направлены на удовлетворение потребностей жителей этих стран в пище, воде, топливе и пр.

Техническое содействие (ТС) (technical assistance) — предоставление странам содействия на возмездной или безвозмездной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления.

Такое содействие может оказываться практически  в любых отраслях производства. В экономической сфере наиболее часто техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития регионов, технико-экономического обоснования отдельных проектов. С точки зрения степени вовлеченности получателя технической помощи в процесс ее распределения можно выделить несколько организационных видов технической помощи.

  • Технологические гранты (techno logical co - operation grants) — безвозмездная передача развитыми странами технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала. Гранты предусматривают предоставление донором в рамках проекта ТС технологии и оборудования, командирование специалистов и осуществление обучения кадров без какого бы то ни было финансового участия получателя помощи в финансировании проекта. В этом случае получатель выполняет чисто организационные функции по приему и размещению технической помощи. Донор обычно имеет право участвовать через своих представителей в распределении помощи и надзоре за эффективностью ее использования.
  • Со финансирование ТС (co - finan cing) предусматривает более серьезное участие и ответственность ее получателя, который в соответствии с соглашением об оказании технической помощи должен не только организационно обеспечить ее получение, но и нести некоторое бремя ее финансирования. Обычно финансовое участие получателя, хотя и составляет меньшую долю стоимости проекта, рассматривается как свидетельство заинтересованности правительства в эффективном использовании предоставляемой его стране технической помощи.
 

Государственное регулирование передачи технологии 

Главная цель создания новых технологий —  прорыв произведенной на их основе продукции на мировой рынок и подавление конкурентов. Однако способность к международной мобильности еще не означает возможности такой мобильности. Если в старину левша по государеву указу съездил в Англию для изучения тамошнего опыта, то в современном мире передача технологии сопряжена с большими сложностями и рисками политического, оборонного и иного характера.

Причины ограничения передачи технологии

На пути международной передачи технологии так же стоят весьма серьезные  препятствия, как и на пути международного перемещения других факторов производства, которые значительно серьезнее, чем препятствия на пути обычной  торговли. Каждая страна стремится  удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая  вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной  опорой в конкурентной борьбе на мировом  рынке. Свою роль играют и соображения  национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии с целью  ограничения иностранной конкуренции  и сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также  могут быть несовместимы с иностранной  технологией.

Введение  государственного регулирования или  контроля за международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на мировом рынке.

  • Стремление удержать технологическое лидерство. Политика ограничения методами государственной политики вывоза передовой технологии традиционно исходит из концепции технологического лидерства, в соответствии с которой страна, лидирующая в той или иной технологической сфере, имеет относительное преимущество перед другими странами в производстве технологически емкой продукции. Однако является ли технологическое лидерство синонимом экономического лидерства? Отнюдь нет. Технологический лидер обречен на высокие расходы по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый доход. Технологическое лидерство связано с более высоким уровнем расходов на рабочую силу, на поддержание патентов и лицензий в силе, на патентование изобретений за рубежом. Страны, не стремящиеся к технологическому лидерству любой ценой, могут просто скопировать или приобрести готовую технологию или произведенные на ее основе товары.
  • Соображения национальной безопасности. Государственный контроль направлен прежде всего на предотвращение попадания технологии производства вооружений и технологии «двойного назначения» в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем. Наиболее типичным примером наложения запретов на международную передачу технологии по политическим мотивам является функционирование вплоть до конца 80-х годов Координационного комитета 15 стран НАТО, исключая Францию, по контролю над экспортом в бывшие социалистические страны (КОКОМ). В период холодной войны технологические запреты по линии КОКОМ достигали своего апогея. В те времена в тогдашние соцстраны запрещалось поставлять даже пуговицы на том основании, что западная технология их производства может быть разгадана и использована для создания пуговиц, которые пришиваются на мундиры советских солдат, что укрепит советскую военную мощь.
  • • Условия международных соглашений. Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят государственный контроль за продажей технологии, которая потенциально может быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. Эти виды вооружений считаются особо жестокими, и их производство подлежит запрету или строгому международному контролю. В соответствии с международными соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения.

Механизмы регулирования

Прямое  государственное регулирование  вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного контроля, методами таможенного и по граничного контроля. Косвенное регулирование передачи технологии осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков (пример 11.3). В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства. Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается государственным преступлением и подлежит преследованию в уголовном порядке. В большинстве стран незаконная передача технологии, подлежащей государственному контролю, резидентам других государств карается суровыми мерами наказания вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. 

Страны  — получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны, стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и внедрению технологий также могут препятствовать ее между народному движению. Обычно государственному контролю в тех или иных формах подлежит ввоз технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных напитков.

Информация о работе Организационно-экономический механизм инновационной деятельности.