Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
- оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………….……………………5
Основные понятия и определения………………………...…………..…5
Классификация предприятий………………………………………...…..7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯИЙ……………………………………………………………...….…..10
2.1. Хозяйственные товарищества…………………………………..……....12
2.2. Хозяйственные общества……………………………….…………..…...16
2.3. Производственные кооперативы…………………...……………...…....24
2.4. Унитарные предприятия………………………………………...…...….25
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….………….….31
3.1. Общественные и религиозные организации (объединения)……….....31
3.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………....33
3.3. Потребительское общество (кооператив)………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ
КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ………………………………….…………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО
– ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯИЙ……………………………………………………
2.1.
Хозяйственные товарищества…………………………………..…….
2.2. Хозяйственные
общества……………………………….…………..…..
2.3. Производственные
кооперативы…………………...……………...…
2.4. Унитарные
предприятия………………………………………...…
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО
– ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….………….….
3.1. Общественные и религиозные организации (объединения)……….....31
3.2. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)……………....33
3.3. Потребительское
общество (кооператив)………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» и т. д. Наверное, все слышали про печально известную фирму АО «МММ», которая являлась акционерным обществом. Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
-
определение и выявление
- оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются. В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения. Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.
Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно. В данной курсовой работе будут рассмотрены организационно-правовые формы, которые имеют свои преимущества и недостатки, тут возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия. В данной работе я попытаюсь рассмотреть все основные формы предприятий.
Работа
выполнена на основе нормативно-правовых
документов, статей таких авторов
как: Ефимова О.П., Зайцев Н.А., Кейлер В.А.,
Климюк Е., Никуленкова Т.Т., Сергеев И.В.
и других авторов.
Глава 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг. Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном
ведении или оперативном
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.
Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
В
российской экономике принято
Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных
территориях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д. Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.). Конкретные пути реализации отношений:
- горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые
производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;
- вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые
находятся на разных стадиях технологического процесса;
- так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.
В
данной работе термины «предприятие»
и «фирма» для упрощения
1.2. Классификация предприятий
Огромное
количество предприятий
По формам собственности предприятия подразделяются на:
Частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным относятся и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала;
Государственные - капитал и управление полностью принадлежат
государству (чисто государственные, в т.ч. муниципальные) или государство
обладает большей частью капитала и (или) играет решающую роль в управлении.
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия.
В нашей стране (по Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства») к ним относят те, где средняя численность работников не превышает: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел, в оптовой торговле - 50 чел, в научно- технической сфере, сельском хозяйстве - 60 чел, в строительстве и промышленности - 100 чел.
Классификация по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает деление предприятий на производящие
материальные блага и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и пр.
Классификация по признаку доминирующего фактора производства предусматриваем трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают хозяйственные товарищества и общества (наиболее распространенные типы предприятий); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.
Схема 1. Основные
организационно – правовые формы хоз.
субъектов
Глава
2. Организационно-правовые
формы коммерческих
предприятий
Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования. Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.
Предприятие
представляет собой очень многостороннее,
ёмкое и сложное понятие. Оно
выступает самостоятельным
Начало
деятельности предприятия – это
дата его государственной
Понятие “предприятие” наиболее характерно для российской экономики. В развитых капиталистических странах оно используется крайне редко. Самым
Информация о работе Организационно-праврвые формы некоммерческих предприятий