Организация информационной безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ организации информационной безопасности государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность информационной безопасности государства;
выделить значение и роль информации в мировой безопасности;
рассмотреть национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение.

Содержание

Введение 3
1. Сущность информационной безопасности государства 4
2. Значение и роль информации в мировой безопасности 7
3. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Организация информационной безопасности государства.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

 



Содержание

 

Введение 3

1. Сущность  информационной безопасности государства 4

2. Значение  и роль информации в мировой  безопасности 7

3. Национальные  интересы РФ в информационной  сфере и их обеспечение 12

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

Введение

 

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или  иной степени находят свое отражение  не только в исследованиях и теоретических  разработках отечественных и  зарубежных ученых, но и в официальных документах. Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая  государством посредством ряда мероприятий  и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

Целью работы является анализ организации информационной безопасности государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность информационной безопасности государства;
  • выделить значение и роль информации в мировой безопасности;
  • рассмотреть национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение.

Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов заключения и списка литературы.

 

1. Сущность информационной безопасности государства

 

Проблемы обеспечения информационной безопасности федеральными органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.1

Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается  с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью  понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством  социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как  «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз».

Понятие «безопасность» непосредственно  связано с другими определениями, – такими, как: «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т.д.

Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных  уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, имеется  в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение  понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются  вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного  неравенства.

Под информационной безопасностью  Российской Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных интересов  в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и государства.2

Информационная безопасность – сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:

  • политическая обстановка в мире;
  • наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;
  • состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны;
  • внутриполитическая обстановка в государстве.3

Важной стороной информационной безопасности государства является достижение состояния  его защищенности, то есть, – создание и поддержание инженерно-технической мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере: «Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к  доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с  внешнего и внутреннего информационного  рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».

 

 

 

2. Значение и роль информации в мировой безопасности

 

Актуальность проблемы информационной безопасности обусловлена  фундаментальной зависимостью всех сфер современного общества (экономики, культуры, науки, обеспечения национальной и международной безопасности) от мировой информационной системы, от нормального развития и обмена информацией, что связано с повсеместным внедрением новейших информационных, телекоммуникационных и кибернетических технологий. Вопрос актуален и потому, что соединяет  в себе проблемы правового регулирования  международной информационной деятельности, обеспечения соблюдения законов, сотрудничества, в том числе в борьбе с терроризмом (как на национальном, так и на международном уровнях), современных  тенденций обмена информацией в  контексте международной безопасности и развития международного законодательства, а также направлений дальнейшего  сотрудничества в области международной  информационной безопасности.4

В то же время процесс  информатизации наряду с объективными благами таит в себе и угрозы использования  достижений этой области в целях, не совместимых с задачами поддержания  международной стабильности.

Необходимо  иметь в виду следующие проблемы.

  1. Глобальная взаимосвязь национальных информационных пространств. Зависимость национальных усилий по охране своего информационного ресурса от уровня защищенности и «неагрессивности» информационных пространств других (не обязательно соседних) государств.
  2. Информационное оружие – новое средство, используемое в сепаратистских и гражданских конфликтах, а также для ведения широкомасштабных войн. Возник новый термин – «информационный терроризм».
  3. Обеспечение безопасности компьютерных и информационных систем. Регулирование деятельности Интернета и других компьютерных систем.
  4. Сложность правового регулирования деятельности в сфере международного использования информационных технологий. Главная проблема – отсутствие надлежащего законодательства. Приоритетная задача в этой области – выработка соответствующих международных правовых норм, обеспечивающих защиту как национальной, так и международной безопасности в отношении использования новейших информационных технологий. Эти документы должны носить объективный характер, отвечать интересам всех государств, независимо от уровня их развития в данной области. Целью могло бы стать подписание в рамках ООН всеми членами международного сообщества многостороннего договора (или конвенции), закрепляющего принципы международной информационной безопасности и вводящего в действие механизм контроля и обеспечения безопасности международного информационного пространства.

Информационная война  и информационное противоборство – новые вызовы международной и национальной безопасности.5

22 июля 2000 г. на Окинавском саммите лидеры «Восьмерки» сформулировали основные направления международной политики в области информационных технологий (Окинавская хартия глобального информационного общества). Этими направлениями стали:

  • вовлечение всех в процесс построения глобального информационного общества, из которого каждое государство должно извлекать выгоды;
  • повышение эффективности использования возможных цифровых технологий;
  • преодоление электронно-цифрового разрыва в области информации и информатизации внутри государств и между ними;
  • выработка программы содействия всеобщему участию в глобальном информационном обществе;
  • разработка стратегии дальнейшего развития;
  • формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения;
  • улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат;
  • поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли.6

Очевидно, что до сих  пор не решены многие проблемы деятельности средств информации и коммуникации на международной арене, а это  является причиной возникновения различных  конфликтов и разногласий между  государствами, обострения международной  обстановки. Такое положение дел  ведет к созданию взрывоопасных  ситуаций, угрожающих миру и международной  безопасности. Вот почему остро стоит  вопрос о разработке основ международной  информационной безопасности. Таковыми, с нашей точки зрения, могли  бы быть:

  • сотрудничество в свободном и беспрепятственном распространении идей мира, разоружения, взаимопонимания, сотрудничества, международной безопасности с помощью СМИ;
  • безусловное уважение в международной практике права каждого народа суверенно избирать формы и пути своего информационного развития;
  • исключение из международной практики всех форм информационной дискриминации;
  • отказ от политики информационного диктата;
  • установление гарантии на равную информационную безопасность всех государств;
  • ликвидация на правовых основах внутренних и внешних барьеров, препятствующих свободному обмену и более широкому и сбалансированному распространению информации и различных точек зрения;
  • взаимное уважение свободы печати и информации;
  • содействие развитию всех видов информационной деятельности на благо и в интересах экономического и социального развития народов.7

Эти основы логически  вытекают из объективных законов, определяющих развитие современных международных  информационных отношений.

С ними, основами, перекликаются  в обобщенном виде рекомендации Европейской  комиссии по построению информационного  общества, представленные как основные задачи информационной политики развитых стран:

  • совершенствование и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение широкого, свободного доступа к информационным ресурсам;
  • обеспечение граждан и общества значимой и востребованной информацией;
  • подготовка человека к жизни и работе в информационном обществе.

Международная информационная безопасность должна быть всеобъемлющей. Становление и развитие мировой  информационной индустрии объективно влияет на усиление взаимосвязи и  взаимозависимости разных регионов и стран современного мира и вызывает необходимость решения большого числа международно-правовых проблем, связанных с осуществлением информационной деятельности на международной арене. Отсутствие четких политико-правовых решений в этой области человеческой деятельности прямо ведет к возникновению  негативных явлений в международной жизни, обострению отношений между государствами и народами. Устранить причины конфликтов в сфере международных информационных связей можно, только создав крепкий юридический фундамент международных информационных отношений.

Информация о работе Организация информационной безопасности государства