Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 8
Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 10
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 10
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 14
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 16
Глава 3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ 19
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 19
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
6. В ноябре предпрогнозного
года Министерство
В сложившейся к настоящему
времени системе
Краткосрочный прогноз предназначается прежде всего для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы - от состояния бюджетной сферы регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.
В сложившейся практике государственного
прогнозирования
Наиболее сложны проблемы
согласования интересов в финансово-
Система государственных прогнозов и порядок государственного прогнозирования в субъектах РФ установлены теми же законодательными актами, что на федеральном уровне. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ является документом социально-экономического планирования, который формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, постановления Правительства РФ № 596. В зависимости от региона может приниматься нормативный акт, регламентирующий процедуры разработки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.
При разработке прогноза применяются также Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Такие Методические рекомендации ежегодно уточняются и направляются в субъекты РФ для применения в процессе прогнозирования и организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Рекомендации готовятся в том числе для получения от регионов унифицированной информации о региональных показателях с целью их последующей обработки. Для этого субъектам РФ рассылается типовая форма, которая содержит около 650 показателей и предусматривает составление не менее двух вариантов прогноза. Данная форма содержит также блок показателей в сфере прогноза закупок продукции для региональных и муниципальных нужд.
Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, как правило, разрабатывается:
Как и на федеральном уровне, региональные прогнозы социально-экономического развития являются основой для составления региональных бюджетов. В основе региональных прогнозов лежат показатели, разрабатываемые на федеральном уровне, а также планы развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, действующие программы и иные документы. Таким образом, в регионах прогноз экономических показателей может носить частично целевой характер. На федеральном уровне данный подход практически не применяется.
На муниципальном уровне процедуры, как правило, гораздо проще, чем на федеральном или региональном. При разработке прогноза развития муниципальных образований также применяются Методические рекомендации по составлению прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые Минэкономразвития России. Кроме того, субъект РФ на своей территории может принимать собственные руководства по составлению прогнозов для муниципальных образований.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования (района, городского округа, поселения) разрабатывается, как правило, на один или три года. Однако в отдельных субъектах РФ прогноз должен разрабатываться на срок не менее трех лет с ежегодным уточнением. Несмотря на видимое сходство, технология составления прогноза на муниципальном уровне существенно отличается от работы на вышестоящих уровнях. Для составления прогноза используются данные муниципальной статистики. Правительством РФ принят Порядок предоставления органами муниципального статистического учета органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (МО). Однако кроме данных регулярной статистической и ведомственной отчетности существенное влияние на прогнозы развития МО оказывают:
Прогноз социально-экономического развития муниципальных образований разрабатывается, как правило, самостоятельно, однако возможны варианты, когда несколько муниципалитетов могут объединять усилия в соответствии с соглашениями (в частности, руководствуясь ст. 173 БК РФ). После разработки прогноза развития муниципального образования проводится его согласование с прогнозом субъекта РФ, в состав которого входит муниципалитет.
Как и на других уровнях, прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган местного самоуправления. Прогноз и аналитическая записка к прогнозу являются неотъемлемой частью проекта бюджета и вносятся в представительный орган власти МО на утверждение в его составе.
Прогноз экономического развития на федеральном уровне оказывает ключевое влияние на результаты прогнозирования развития территорий. При этом в большинстве регионов непосредственно руководствуются ценовыми индексами, заимствованными из сценарных условий или прогноза социально-экономического развития страны.
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка
Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков (рис.1).
Рис.1
Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.
Региональные прогнозы –
следующий третий раздел. В нем
приводятся основные характеристики развития
регионов России, которые группируются
в соответствии с достигнутым
уровнем социально-
Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.
Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз внешнеэкономических
связей и условий – обязательный
структурный элемент
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ
Как уже говорилось выше, согласно закону "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ .
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:
1) государственные прогнозы
социально-экономического
2) концепция социально-
3) программа социально-
4) федеральные целевые программы,
Государственные прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу мы уже рассмотрели.
Концепция социально-экономического развития страны - нормативно-правовой акт стратегического характера, основная цель которого - определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации в условиях сочетания государственных, региональных и местных интересов, для создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека в условиях роста благосостояния населения и всестороннего развития личности.
Президент в своем выступлении
на Госсовете определил основные
ориентиры социально-
Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ