Организация прогностического процесса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 8
Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования 10
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 10
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 14
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 16
Глава 3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ 19
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 19
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Копия organizaciya-prognosticheskogo-processa-v-rf.docx

— 102.55 Кб (Скачать документ)

Следует заметить, что в  отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности  механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое  понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность  и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь  внутреннего потенциала самостоятельного развития. 

Программа социально-экономического развития страны определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Достижение этих целей  возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.

В связи с этим Программа  предполагает продолжение институциональных  преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения  и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного  вмешательства государства в  деятельность хозяйствующих субъектов  и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Программой предусматривается  разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.

Федеральные целевые  программы, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы  являются одним из важнейших средств  реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для  государства инвестиционных и научно-технических  проектов, направленных на решение  системных проблем, входящих в сферу  компетенции федеральных органов  исполнительной власти.

Целевая программа  может включать в себя несколько  подпрограмм, направленных на решение  конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости  рациональной организации их решения.

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  организации государственного прогнозирования  в РФ

3.1. Основные направления  совершенствования организации  прогностического процесса в  РФ

В современном российском обществе и государстве реализуются  экономическая, социальная, административная, муниципальная и иные виды реформ. В этих условиях особенную актуальность приобретают проблемы соответствия целей реформирования социальным критериям, оценкам социальной эффективности  самих результатов реформирования. Значительную роль в реализации такого рода задач выполняет социологическое знание, позволяющее анализировать государственно-политические проекты с точки зрения их адекватности базовым потребностям и интересам социальных групп, общностей, осуществлять социальную экспертизу важнейших государственных управленческих решений, а также научное обоснование оперативного внесения корректив в государственные целевые комплексные программы.

В этом смысле проблемы государственного управления объективно оказываются  в центре внимания современного социологического знания. С точки зрения социологии управления, государство остается важнейшим субъектом социального управления, осуществляющим регулирование общественных отношений, при котором формируется, поддерживается и воспроизводится комплекс благоприятных условий (экономических, социальных, политических, культурно-идеологических) существования индивидов, социальных групп, общностей, происходит удовлетворение жизненно важных социальных потребностей и интересов людей (населения). Вместе с тем, в рамках социологии не может не осуществляться постоянное соотнесение самих целей государственного управления с реальными темпами социально-экономического развития, воспроизводства личности, социальных групп, общностей, социокультурной динамикой, уровнем адаптивных способностей и возможностей общества.

На  данный момент можно определить следующие  особенности совершенствования  организации социального прогнозирования  в России.

Во-первых, это концентрация государственного управления страны в процессах выработки общенациональных целей, управленческих решений вокруг собственно социальных приоритетов: благосостояние, качество жизни, занятость, общественная безопасность, мир, стабильность социальных институтов, гарантированный уровень социальных расходов, социальная ориентация производства, сильная социальная политика. Это позволяет осознавать, что именно в социальных факторах заложены мощные средства оживления производства, оздоровления общества, предотвращения конфликтов, возникающих в ходе любого реформирования. Прямым подтверждением важности указанных вопросов являются последние социальные инициативы главы российского государства В.В. Путина, ставящие в центр внимания законодательной и исполнительной властей вопросы образования, жилья, здоровья нации, а также реализацию на всех уровнях организации государственной власти соответствующих указанным социальным приоритетам целевых проектов общенационального значения;

Во-вторых, роль изучения теоретических, методологических и праксеологических оснований комплексного государственного программирования в социальной сфере в предметной области социологии управления. Можно утверждать, что государственное управление, обретая вид и форму конкретных социальных проектов (программ), становится практическим средством осуществления активной социальной политики, охватывающей, по сути, все стороны социальной жизни, все области социальной сферы, а социальная политика становится главной, основной областью самореализации и материализации потенциала государственного управления.

В-третьих, потребность совершенствования научного и методического обеспечения деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и управления, информационной основы для ведения аналитической работы, позволяющей адекватно оценивать состояние и эффективность разрешения социальных программ.

В-четвертых, необходимость проектирования системы социологического обеспечения государственного программирования в социальной сфере, связанного с разработкой организационно-нормативной базы ее функционирования, приоритетных направлений исследований, механизмов включения в процессы подготовки и выработки государственных управленческих решений, ресурсного обеспечения.

Одним из главных направлений совершенствования  социального прогнозирования являются государственные целевые программы. Вот некоторые из них:

  1. Развитие здравоохранения. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» и приоритетный национальный проект «Здоровье».
  2. Развитие образования. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Русский язык (2011-2015 годы)», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и приоритетный национальный проект «Образование». Государственная программа «Развитие образования» направлена на повышение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования, а также повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров в соответствии с потребностями инновационной экономики.
  3. Социальная поддержка граждан
  4. Доступная среда 2011-2015гг.
  5. Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России. В рамках государственной программы будет реализована ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включая мероприятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
  6. Содействие занятости населения. В рамках государственной программы будет реализован ряд мер по преодолению структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, повышению качества рабочей силы и спроса на нее, снижению уровня нелегальной занятости и повышению трудовой мобильности.
  7. Культура России. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Культура России», а также ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах».
  8. Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».[15]

 

3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития

В условиях современного развития экономических  отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической  системы и от эффективности его  функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических  преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая  возникающие противоречия. Проведем анализ рынка труда в настоящее время и попробуем спрознозировать следующие 3 года.

Имеем следующие статистические данные о  численности экономически активного  и неактивного населения. (Табл.1)

                                                             Таблица 1

Численность экономически активного и неактивного населения

 

2007

2008

2009

2010

2011

Численность экономически активного  населения

75159

75756,6

75657,7

75439,9

75752

Из них, занятого в экономике населения

70570,5

70965,1

69284,9

69803,6

70731,8

Из них, безработного населения

4588,5

4791,5

6372,8

5636,3

5020,2

Численность экономически неактивного населения

67041

66243

66242

66460

67148


 

 

 

С помощью метода экстраполяции  составим прогноз на следующие 3 года. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

Рассчитаем среднегодовой  темп роста численности экономически активного и неактивного населения  по следующей формуле:

,

Где K – среднегодовой темп прироста

n – число периодов динамического ряда

In – численность населения в отчетном периоде, тыс. чел

Io – численность населения в базисном периоде, тыс. чел.

Среднегодовой темп прироста:

экономически активного  населения  =1,004

занятого населения  =1,001

безработного населения =1,046

экономически неактивного  населения  = 1,0008

Зная среднегодовой темп прироста рассчитаем численность населения  на прогнозный период 2012-2014 год. (табл.2)

Таблица 2

Численность экономически активного  и неактивного населения на прогнозный период 2012-2014 год.

 

2012

2013

2014

Численность экономически активного  населения

76050,25

76349,68

76650,28

Из них, занятого в экономике  населения

70804,2

70870,47

70930,2

Из них, безработного населения

5246,05

5479,21

5720,08

Численность экономически неактивного  населения

67201,56

67255,17

67308,82


Как мы видим из прогноза численность населения в целом  по стране возрастет и к 2014 году составит 143959,1 тыс. человек. Численность активного  населения так же повышается и  составляет 76650,28 тыс. человек, а неактивное составит 67308,82 тыс.человек.

В данном прогнозе высока степень  верификации, так как мы не учитываем  всех тех факторов которые могут  повлиять на состав и структуру числа  рабочего населения. Этот прогноз можно  назвать сверхоптимистичным.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели множество вопросов, касающихся организации прогностического процесса в нашей стране, и можем  подвести итоги.

Прогностическая деятельность начиная с дореволюционного периода  претерпела много изменений, в настоящее  время она регламентируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Разработка государственных  прогнозов на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу  возложена на Правительство России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую  ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных  ресурсов, некоторые другие факторы  и перспективы их изменения. При  этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом  по России, по народно-хозяйственным  комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз  развития государственного сектора  экономики.

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ