Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа
Целью работы является разработка системы проблемных уроков по теме «Основной капитал» при изучении предмета «Экономика предприятия».
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемного обучения.
2. Разработать проблемные уроки по теме «Основной капитал предприятия».
Введение 3
1. Теоретические основы проблемного обучения 4
1.1. История развития и становления 4
1.2. Основные функции и признаки 7
1.3. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения 10
1.4. Структура проблемного урока 12
1.5. Варианты постановки и решения проблемы 17
1.6. Система методов проблемно-развивающего обучения 20
2. Разработка системы проблемных уроков по теме «Основной капитал предприятия» 30
2.1. Монологический метод 30
2.2. Диалогический метод 31
2.3. Эвристический метод 34
2.4. Исследовательский метод 36
2.5. Алгоритмический метод 38
Заключение 41
Список литературы 43
2.5. Алгоритмический метод
Таблица 6
Структурный элемент урока | План деятельности преподавателя | План деятельности учащихся | Время этапа урока |
1. Актуализация имеющихся знаний | Тема – решение задач по теме «Основные производственные фонды» (2 задачи) Цель – применение теоретических знаний на примере решения конкретных задач Преподаватель задаёт вопросы: Какие группы содержит классификация основных фондов? Дайте определение понятию «видовая структура» о. ф.? Как определить долю каждой группы в общей стоимости? | Записать тему в конспект Ответить на вопросы | 5 мин. |
2. Усвоение новых знаний и способов действий | Анализирует условия задачи Создание проблемной ситуации Формулировка учебной проблемы Объяснение хода решения задачи | Осознание проблемы Записать основные этапы расчёта | 25-30 мин. |
3. Формирование умений и навыков | Проверяет результаты решения Заостряет внимание на основных формулах Обсуждение полученных результатов Сделать вывод | Самоанализ и контроль промежуточных значений Записать выводы | 5-10 мин. |
Решение задач по теме «Основные производственные фонды»
Условия задач выдаются на отдельном листе на каждую парту.
1. Состав основных производственных фондов предприятия по группам, их стоимость на начало года и изменения в течение года следующие (тыс. руб.).
Таблица 7
Группы основных фондов | На начало года | Изменения в году: увеличение (+) уменьшение (-) |
1. Здания 2. Сооружения 3. Передаточные устройства 4. Рабочие машины и оборудование 5. Силовые машины и оборудование 6. Измерительные приборы и лабораторное оборудование 7. Вычислительная техника 8. Транспортные средства 9. Прочие основные средства | 341 510 64 610 36 920 378 430 18 460 23 998 21 229 22 152 15 691 | - - +440 +23500 -530 -810 +750 -910 -230 |
Всего | 923 000 |
|
Объём товарной продукции за год составил 1 236 820 тыс. руб.
Определите структуру основных производственных фондов на начало и конец года и фондоотдачу. Эталон: 1. – 37 и 36,1 %; 2. – 7 и 6,8 %; 3. – 4 и 4 %; 4. – 41 и 42,5 %; 5. – 2 и 1,9 %; 6. – 2,6 и 2,5 %; 7. – 2,3 и 2,3 %; 8. – 2,4 и 2,2 %; 9. – 1,7 и 1,7 %. Фотд = 1,32 руб.
2. Основные производственные фонды предприятия на начало 1999 г. составляли 2825 тыс. руб. Ввод и выбытие основных фондов в течение года отражены в таблице.
Таблица 8
На 1-ое число месяца | Основные фонды, тыс. руб. | |
ввод | выбытие | |
февраль | 40,0 | 6 |
май | 50,0 | 4 |
август | 70,0 | 8 |
ноябрь | 10,0 | 5 |
Определите среднегодовую и выходящую стоимость основных производственных фондов, а также коэффициента выбытия и обновления основных фондов.
Эталон: = 2913,51 тыс. руб.
Фвых = 2972,0 тыс. руб.
Кобн = 5,7 %
Квыб = 0,8 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные, факты, даты и т.п. которые нельзя “открыть”.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абушкин, Д. Б. Проблемный урок в среднем специальном учебном заведении: структура, содержание, технология / Среднее профессиональное образование. – 2006. -№5-с.40-44 с.
2.Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.
3.Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2007. СС. 373-394
4. Буртовая, Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2002.
5. Батышев, С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С. Я. Батышев. — М.: Высшая школа, 1980. — 456 с.
6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М: Педагогика, 1977. — 192 с.
7. Бытев, А. А. Методика преподавания технических дисциплин / А. А. Бытев. — Мн.: Высш. шк., 1975. — 121 с.
8. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 2006.-160c
9. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока / Ю. Б. Зотов. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
10. Ильясов, И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. — М: Изд. корпорация «ЛОГОС», 1994. — 208 с.
11. Кравцов, Н. И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования / Н. И. Кравцов. — М.: Высш. шк., 1977. — 342 с.
12. Крупицкий, Э. И. Организация теоретического обучения в училищах профтехобразования / Э. И. Крупицкий. — Мн.: Высш. шк., 1977. — 140 с.
13. Кукушин,В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 320 с.
14. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
15. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
16. Лобанов, А.А. Основы профессионально-
17. Макиенко, М. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / М. И. Макиенко. — Мн.: Высш. шк., 1983. — 344 с.
18. Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 191 с.