Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально – экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость;
рассмотреть основные фазы делового цикла;
исследовать роль циклического развития в мировой экономике на современном этапе;
исследовать роль циклического развития в Республике Беларусь.
Последствия финансового кризиса для Белоруссии могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны. Но, вполне возможно, что при помощи своевременного принятия мер, прослеживания кризисных явлений и внесения корректирующих действий, улучшить или стабилизировать ход самого кризисного процесса. Это зависит от профессионализма и политической гибкости тех, кто находится у руля власти [11].
3. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СПАД 1991-1995гг. В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРИЧИНЫ, МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы [2]:
1991-1995гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001-2010 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы [2].
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности - 61,4, сельского хозяйства - 73,6, инвестиций в основной капитал - 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования [2].
Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики - не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются, хотя бы, на минимальном уровне, основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки - перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные [2].
Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике и Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров [2].
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80%), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ [2].
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование [4].
Однако, начиная с середины 1996 г., уже наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки - начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отраслевых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отставанием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции. Структурная перестройка на данном этапе осуществлялась и осуществляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами - Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, Национальной программой развития экспорта на 2000 - 2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки малого предпринимательства.
В качестве основных направлений структурных преобразований определены [4]:
- создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
- опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
- стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
- развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
- повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
- разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях.
В Беларуси за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство). Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства [14].
В структуре Белоруской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств "первого" передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется "утяжелением" экономической структуры.
Концепция структурной
перестройки в Беларуси исходит
из сохранения отраслевого разнообразия
народнохозяйственного
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей
промышленности, способные поставлять
продукцию на экспорт (
3) отрасли обрабатывающей
промышленности, которые могут быть
конкурентоспособными на
Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Индексы изменения основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь за 1991-2003 гг.
Показатель |
1991 – 1995гг. |
1996-2000гг. |
2001-2003гг. |
ВВП, % |
65,3 |
135,8 |
117,4 |
Продукция промышленности, % |
61,4 |
164,3 |
118,2 |
Продукция с/х, % |
73,6 |
96,9 |
109,5 |
Инвестиции в основной капитал, % |
38,5 |
133,7 |
121,0 |
Производство потребительских товаров, % |
59,9 |
184,0 |
120,5 |
Индекс роста потребительских
цен (декабрь к декабрю |
43948,0 |
46,1 |
2,47 |
Розничный товарооборот, % |
43,1 |
241,0 |
157,1 |
Реальные денежные доходы населения, % |
62,2 |
171,6 |
143,4 |
Уровень безработицы на конец периода, % к экономически активному населению |
2,9 |
2,1 |
3,1 |
Примечание – Источник: [14]
Характерная особенность первого пятилетия (1991- 1995 гг.) - ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996-2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996- 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, где в качестве приоритетов были определены "экспорт-жилье-продовольствие" как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.