Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:00, контрольная работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что страна находится в зоне воздействия широкого спектра угроз, как внутренних, так и внешних, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Национальная безопасность страны приобретает первостепенное значение. Принятие в январе 2000 г. Указом Президента Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации явилось результатом устранения многих недостатков прежней редакции Концепции 1997 г. и стало важной нормативно-правовой базой в определении государственной политики в сфере национальной безопасности. В данном документе отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в. Естественно, что на этом формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Необходимо дальнейшее закрепление и развитие содержания положений Концепции в законах и нормативно-правовых актах по конкретным сферам обеспечения безопасности.
Введение……………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………4-16
Понятие Концепции национальной безопасности России……4-6
Основные элементы Концепции национальной безопасности России ………………….…………………………………….…7-16
Россия в мировом сообществе…………………………..7-8
Национальные интересы России………………………..8-9
Угрозы национальной безопасности Российской
Федерации…………………………………………………...9-11
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации………………………………………………….12-16
Заключение………………………………………...………………..17
Список использованной литературы…………..………………..18
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра экономики и экономической безопасности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Экономическая безопасность»
Тема:
«Основные элементы концепции национальной безопасности России»
Москва-2011
План
Федерации…………………………………………………..
Введение.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что страна находится в зоне воздействия широкого спектра угроз, как внутренних, так и внешних, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Национальная безопасность страны приобретает первостепенное значение. Принятие в январе 2000 г. Указом Президента Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации явилось результатом устранения многих недостатков прежней редакции Концепции 1997 г. и стало важной нормативно-правовой базой в определении государственной политики в сфере национальной безопасности. В данном документе отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в. Естественно, что на этом формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Необходимо дальнейшее закрепление и развитие содержания положений Концепции в законах и нормативно-правовых актах по конкретным сферам обеспечения безопасности. В настоящее время разработан и вступил в силу новый документ «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года», в которой отражены основные положения Концепции национальной безопасности России 2000 года. Концепция национальной безопасности России преобразовалась в новую форму.
Все это и определяет актуальность темы. В своей работе я хочу рассмотреть Концепцию национальной безопасности России, ее основные элементы, а так же постараюсь их раскрыть.
Основная часть.
Национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества, государства и его национальных интересов. В России основными документами, определяющими национальную безопасность являются ФЗ «О безопасности» № 2446 от 05.03.1992 г. и действовавшая до 2009 г. «Концепция национальной безопасности России», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24.
Концепция в общем понимании - система взглядов на те или иные процессы или явления, способ рассмотрения и понимания этих процессов и явлений, которые включают цели, достижение которых требуется, задачи, которые необходимо решить для достижения указанных целей, способы решения этих задач и необходимое для их решения обеспечение (финансовое, научное, материально-техническое, организационное и т.п.).
Концепция национальной безопасности России как политический документ отражает систему официально принятых взглядов на области обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. (Имеются в виду угрозы политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера).1
Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В концепции национальная безопасность определена как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, национальных ценностей, национального образа жизни от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.
Правовую основу Концепции национальной безопасности РФ представляют Конституция РФ, Законы РФ "О безопасности", "Об обороне", федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие деятельность в сфере безопасности.
Рассматриваемая
мной концепция определяет основные
направления государственной
Эти положения определяют место Концепции в ряду других нормативных актов Российской Федерации. Это, во-первых, всеобъемлющий документ, отражающий национальные интересы и угрозы им во всех сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, военной, техногенной, экологической, информационной и иной. Во-вторых, это документ принципиальной государственной важности, так как содержит важнейшие направления государственной политики, обязательные для учета в соответствующих программах во всех сферах жизнедеятельности.3
В Концепции имеется четыре раздела: «Россия в мировом сообществе», «Национальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» и «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации», которые и являются ее основными элементами. Во всех этих разделах широко представлены и органично вписаны в общую систему национальной безопасности вопросы экономической безопасности страны.
На основе рассматриваемой
мной Концепции разработаны
В настоящее время Концепция национальной безопасности России преобразовалась в Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, утвержденную Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 года, в которой отражены положения старой Концепции с некоторыми нововведениями.
2.1. Россия в мировом сообществе.
В первом разделе подчеркивается, что Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. В перспективе же ставится задача более широкой интеграции России в мировую экономику, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.4
В этом разделе рассматриваемой Концепции дается характеристика России в мировом сообществе, определено ее место после окончания эры биполярной конфронтации. Обозначаются взаимоисключающие тенденции в мире, когда прежде всего укрепляются экономические и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются механизмы многостороннего управления международными процессами. Будет ли этому способствовать Россия? Несомненно, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии становления многополярного мира на этой основе.5
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности — в противодействии распространению оружия массового уничтожения, предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, в решении экологических проблем глобального характера, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
2.2. Национальные интересы России.
Концепция определяет национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Раскрывая содержание интересов личности, общества, государства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения защиты этих интересов: экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую. Обеспечение защиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями. И с этим нельзя не согласиться. Обеспечение национальной безопасности — это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера и это дело как государства, так и самого народа. Оно достигается проведением единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также конкретными мерами, поддерживаемыми обществом и адекватными угрозам.6
В этом разделе
существенно акцентированы
Концепция подчеркивает, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2.3. Угрозы национальной
безопасности Российской
В Концепции говорится, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В Концепции особо обращается внимание на некоторые угрозы экономической безопасности. Это, во-первых, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом ее обороноспособности.
Отмечается угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Информация о работе Основные элементы концепции национальной безопасности России