Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:39, реферат
Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Бели планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия.
Рыночное равновесие
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу»,
Дефицит
Но что же произойдет, если по какой-то причине люди строят свои планы, основываясь не на равновесной цене.
Дефицит и товарные запасы. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных залам», т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг — в парикмахерских, прачечных я тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они ожидали, что они двигаются вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
Избыток
и очереди. На рынках, где не существует
товарных запасов, избыток приводит к
формированию очередей продавцов, ищущих
покупателя. Хороший пример — очереди
такси перед аэропортами. Иногда плата
за проезд из аэропорта в город достаточно
велика, чтобы привлечь избыточное количество
таксистов. В некоторых городах таксисты,
находящиеся далеко в конце очереди, пытаются
привлечь пассажиров, предлагая свои услуги
за пониженную плату. Однако часто существуют
правила, запрещающие брать плату меньше
тарифа. В этом случае очередь растет до
наступления следующего часа пик (т.
е. до резкого возрастания спроса).
Олигополия
Олигополия – это такая рыночная структруа, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует
два вида олигополии. Первый вид
предполагает, что несколько фирм
производят идентичный продукт. Второй
– когда несколько
Однако в том и другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая
взаимозависимость фирм поднимает
соперничество между ними на качественно
новый уровень, превращает конкуренцию
в непрестанную борьбу “всех против
всех”. В этом случае возможны самые
разнообразные решения
Последний
вариант чаще всего осуществляется
в форме ценовой войны – постепенного
снижения существующего уровня цен с целью
вытеснения конкурентов с олигополистического
рынка. Если одна фирма снизила цену, то
ее конкуренты, почувствовав отток покупателей,
в свою очередь тоже снизят свои цены.
Этот процесс может иметь несколько этапов.
Но снижение цен имеет свои пределы: оно
возможно до тех пор, пока у всех фирм цены
не сравняются со средними издержками.
В этом случае исчесзнет источник экономической
прибыли и на рынке воцарится ситуация,
близкая к совершенной конкуренции. От
подобного исхода в выигрышном положении,
естественно, остаются потребители, в
то время как производители все до одного
никакого выигрыша не получают. Поэтому
чаще всего конкурентная борьба между
фирмами приводит к принятию ими решений,
основанных на учете возможного поведения
своих соперников. В этом случае каждая
из фирм ставит себя на место конкурентов
и анализирует, какова была бы их реакция.
Процесс принятия подобных решений рассматривается
на примере взаимоотношения двух фирм
в модели дуополии, впервые предложенной
французским экономистом А. Курно в 1838г.
Теория
олигополистического
ценообразования
Основателем
теории считается французский
Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
Цена равновесия зависит от числа продавцов.
При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов.
Многие
экономисты постулировали, что фирмы
ожидают реакции своих
Значительный
шаг вперед в теории олигополистического
ценообразования сделал американский
экономист Э. Чемберлен, выдвинув положение
о взаимозависимости
Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Он объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен (рис. 6)
Рис. 6. Ломаная кривая спроса
Предположим, что у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж OX (рис. 6а), DEF – кривая спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1 . Другой вариант: она понижает цену до ОР2 . Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GEH представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DE и EH с переломом в точке Е. Сотрем отрезки GE и EF и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (рис. 6б). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.
При
высокой рыночной концентрации ценовые
решения продавцов
Фирмы,
действующие в рамках олигополистической
структуры ранка, стремятся к
созданию системы связей, которая
позволила бы координировать поведение
в общих интересах. Одной из форм
такой координации является так
называемое лидерство в ценах. Оно состоит
в том, что изменения в справочных ценах
объявляются определенной фирмой, которая
признается лидером всеми остальными,
следующими в ценовой политике за ней.
Взаимодействие
фирм на рынке в
условиях олигополии.
Информация о работе Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции