Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Работа состоит из  1 файл

реферат спрос-олигополии.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

       В 1973 году в связи с арабо-израильской  войной члены ОПЕК на несколько месяцев  ввели эмбарго (запрет) на экспорт  ближневосточной нефти в США  и другие симпатизировавшие Израилю страны, что привело к росту нефтяных цен.

       После окончания срока эмбарго члены  ОПЕК ограничили общий объем производства нефти, введя квоты на выпуск нефти  для каждого участника. В результате этих действий ОПЕК произошел громадный  скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.

       Вместе  с тем оно вызвало к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать.

       Одновременно  с ростом предложения произошло  снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.

       Снижение  спроса и увеличение предложения  нефти не позволяло ОПЕК и далее  взвинчивать цену. Более того, поддержание  прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

       Дальнейшее  падение спроса и рост предложения  нефти другими странами заставили  ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить  цену с 34 до 29 долларов за баррель. В  декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.

       Рассмотрение  конкретного примера ОПЕК позволяет  сделать более общие выводы о  деятельности как картеля, так и  олигополии в целом.

       Первый  вывод.

       Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной  конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

       Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей  деятельности с целью реализации возможностей по контролю за рынком.

       Второй  вывод.

       Сговори ограничение предложения оказываются  особенно успешными в случае: высокой  рыночной концентрации предложения  товара (в 1973году на долю ОПЕК приходилось  более 70% мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

       Третий  вывод.

       Контролировать  рынок со временем становится все  труднее и труднее.

       Это связано с тем, что, по мере того как  новые компании, привлеченные высокой  прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

       Четвертый вывод.

       Компании, контролирующие рынок, всегда будут  сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов.

       Чем ближе устанавливаемые цены к  уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого  периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

       Пятый вывод.

       Искусственное ограничение объема производства с  помощью соглашения между несколькими  фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.

       Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и  растущая конкуренция со стороны  новых производителей ведут к  падению доли рынка, принадлежащей  участникам олигополии. 

       Заключение. 

       Исходя  из проведенного исследования можно сделать вывод что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

       Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим  образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

       К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая  является результатом существования  барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.

       Подобные  утверждения подкреплены многочисленными  эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские  фирмы, оперирующие в высококонцентрированных  отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как “Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Литература 
 

       Пашкус  Ю. В., Мисько О. Н. «Введение в бизнес», изд. Северо-Запад, 1991 г. 

       Эдвин Дж. Долан «Макроэкономика», изд. С-Пб, 1994 г. 

       Эдвин Дж. Долан «Микроэкономика», изд. С-Пб, 1994 г. 

       «Современный  маркетинг» под ред. Хруцкого В. Е., Москва, 1991 г. 

       «Политическая экономика» (учебник для высших учебных  заведений), Москва, 1989 г.

       Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для  начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.

       Основы рыночной экономики. Терминологический  словарь. Москва, издательство МАИ, 1995 год.

       Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли  Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.

       Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1996 год.

              11.  Сакс .Д.Д. Ларрен В.Б. «микроэкономика,  глобальный подход» Москва «дело» 1998г.

Информация о работе Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции