Основные элементы системы управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание

Управление персоналом — это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации. Система управления персоналом включает такие подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4

1.Основные характеристики персонала организации………………..5
1.1.Общее понятие персонала……………………………………...5-6
1.2.Основные элементы управления персоналом………………...6-7
1.3.Основные методы управления персоналом…………………….7
1.4.Характеристика персонала организации………………...……8-10

2.Функции службы персонала на современном предприятии……11-15

3.Требования, предъявляемые к персоналу при найме………...…16-24

4.Распределение работников организации по категориям персонала……………………………………………………………..24-25

5.Анализ состояния и движения кадров………………………….....25-27

Заключение……………………………………………………………28

Литература……………………………………………………………29-30

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая!!!!.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

министерство образования и науки Рф

Кировский государственный колледж  строительства, экономики и права 

(филиал) ФГБОУВПО

  «Московский государственный университет геодезии и картографии»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)».

Тема « Основные элементы системы управления персоналом организации».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила: Зорина. Ю. В.

Группа Э-11

Проверил преподаватель: Касимова. Л. С.

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи на проверку:

 

Оценка после защиты:

 

 

 

 

 

Киров 2012г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………3-4

 

1.Основные характеристики  персонала организации………………..5

   1.1.Общее понятие  персонала……………………………………...5-6

   1.2.Основные элементы управления персоналом………………...6-7

   1.3.Основные методы  управления персоналом…………………….7

   1.4.Характеристика  персонала организации………………...……8-10

 

2.Функции службы персонала  на современном предприятии……11-15

 

3.Требования, предъявляемые  к персоналу при найме………...…16-24

 

4.Распределение работников  организации по категориям    персонала……………………………………………………………..24-25

 

5.Анализ состояния  и движения кадров………………………….....25-27

 

Заключение……………………………………………………………28

 

Литература……………………………………………………………29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современных условиях нестабильности социально-экономической  среды и глобальных изменений  во всех сферах жизни общества важнейшим  условием развития современной организации  является эффективная управленческая деятельность.

 

Управление как особый вид деятельности в социальной группе развивается с самого зарождения человеческой цивилизации.

В первобытную эпоху в родовой  общине сложилась простейшая кооперация (совместная, коллективная работа) как  исторически первая форма общественного  труда. Благодаря ей, а также постоянному совершенствованию рабочих орудий, приобретению людьми трудовых умений и навыков происходило хотя и медленное, но неуклонное повышение производительности труда. Происходит разделение труда: первоначально по полу и возрасту, затем от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу. На смену родовому строю пришло рабство - исторически первая форма принудительного труда и эксплуатации.

 

Со временем люди усовершенствовали свои знания и способности к данной дисциплине, появились новые понятия и принципы, которые позволили шире рассмотреть все возможные системы управления персоналом. Они представляют собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.

 

Управление персоналом — это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации. Система управления персоналом включает такие подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров.

Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации. Эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и мотивации, с которой эти функции выполняются.

 

Управление  персоналом включает в себя цели:

  1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
  2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
  3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших                               
  4. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой  деятельности и доведения ее до работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные  характеристики персонала организации.

 

1.1. Общее понятие персонала.                                                                                                                                                                     Персонал — это личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Персонал — люди, которые в рамках определенной организационной структуры осуществляют установленные взаимосвязанные виды деятельности.

 

Организация должна создать  особые методы, процедуры, программы  управления процессами, связанными с  человеческими ресурсами, и обеспечить их постоянное совершенствование. В единстве эти методы, процедуры, программы представляют собой систему управления персоналом, которая характеризуется следующими параметрами: 

• соответствие персонала  целям и миссии фирмы (уровень образования, квалификация, понимание миссии, отношение к работе); 
 
• эффективность системы работы с персоналом — соотношение затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом; 
 
• избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества;

 

• сбалансированность персонала  по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических  характеристик; 
 
• структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты; 
 
• ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы; 
 
• интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития.

 

1.2.Элементы  управления.

Важными элементами системы  управления персоналом являются кадровая политика и кадровые стратегии. 
 
Кадровая политика — система целей, принципов и вытекающих из них форм и, методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в организации и соответствующих стратегии бизнеса. 
 
Кадровая стратегия — набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики. 
 
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров организации в соответствии с потребностями бизнеса. 
 
Кадровая стратегия, или стратегия управления персоналом, базируется на кадровой политике и стратегии развития организации и носит долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплексамероприятий по реализации выбранного курса действий.

 

 

1.3.Основные  методы управления персоналом.    

 Методы управления  персоналом:

 
Административные  методы 
Формирование организационных структур органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением.

 

Экономические методы 
Технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование и планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; утверждение экономических норм и нормативов. 
 
Социально-психологические методы 
Социальный анализ в коллективе; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата); моральное стимулирование; развитие v работников инициативы и ответственности.

 

 

 

 

 

1.4.Характеристика  персонала организации.

 

Персонал организации имеет определенные количественные и качественные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:

  • списочная и явочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
  • среднесписочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений за определенный период;
  • удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников фирмы;
  • темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
  • средний разряд рабочих предприятия;
  • удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и/или работников предприятия;
  • средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
  • текучесть кадров;
  • фондовооруженность труда работников и/или рабочих на предприятии и др.

Совокупность перечисленных  и ряда других показателей может  дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии  персонала предприятия, а также  тенденциях его изменения для  целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования человеческих ресурсов предприятия.

Количественная  характеристика персонала. Предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников предприятия — это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.

Разница между явочным  и списочным составом характеризует  количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

Для определения численности  работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12) соответственно. Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава, в том числе учет приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала предприятия и/или его внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях или человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников (Чсc) на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв): Фрт = Чсc*Трв.

Качественная  характеристика персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей предприятия и производства работ.

Качественные характеристики персонала предприятия и качество труда оценить значительно сложнее. В настоящее время нет единого  понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы. Длительные дискуссии по этим вопросам в экономической литературе в 1940-60-х и в 1970-х годах наметили лишь основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические (сложность труда, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж), личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность), организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда) и социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие).   

 

 

 

 

 

 

2.Функции службы  персонала на современном предприятии.

Информация о работе Основные элементы системы управления персоналом организации