Основные направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 10:38, реферат

Описание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Работа состоит из  1 файл

гос регулирование рыночной экономики.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)

    Основные  направления государственного регулирования экономики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии  на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Государственное регулирование осуществляется через:

  1. правовые регуляторы;
  2. административные:
  3. экономические.

Правовое  регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной  причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое  регулирование осуществляется путем  разработки и введения в действие законодательных и нормативных  актов. Первичные правовые основы для  всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное  регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует  об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям  социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально  оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

  1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
  2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная  политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  1. достижение необходимого уровня занятости;
  2. стабильность экономического роста;
  3. сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику  в период спада и сдерживать в  периоды подъема. Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности  их действия.

Стабилизационная  политика влияет на ожидания хозяйственных  субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие  субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (схема 13.1.1).

   

Помимо  участия государства в экономике  в качестве регулирующей силы, оно  действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор.

Важнейшие причины исторического роста  государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических  процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил  все сферы деятельности, чем и  вызвано появление значительного  государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях.

   

В мировой  экономической науке понятие  госсектора связано не столько с  самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (схема 3.1.2). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Государственный сектор в более традиционном для  нас понимании — это прежде всего совокупность государственных  предприятий. Большой проблемой  является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь  возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства — с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в  заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной — на макроуровень.

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И  КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Цели и задачи аудита

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

-постановка, восстановление и ведение бухгалтерского  учета;

-составление  деклараций о доходах и бухгалтерской  (финансовой) отчетности;

-налоговое консультирование;

-анализ  финансово-хозяйственной деятельности;

-оценка  активов и пассивов экономического  субъекта;

-консультирование  в вопросах финансового, банковского  и иного хозяйственного законодательства;

-оценка  стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов;

-разработка  и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

-проведение  маркетинговых исследований;

-обучение;

-и др.

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель  аудита - выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Достоверность - это степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности.

2.2. Орган,  регулирующий аудиторскую деятельность.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности» создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства  РФ от 6 февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» функции федерального органа осуществляет Министерство финансов РФ.

Основные  функции:

· издание  в пределах своей компетенции  нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

· организация  разработки и представление на утверждение  Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· организация  системы аттестации, обучения и повышения  квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

· организация  системы надзора за соблюдением  аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами лицензионных требований и  условий;

· контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· определение  объема и разработка порядка представления  уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;

· ведение  государственных реестров аттестованных  аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;

· аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях  учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской  деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

2.3. Нормативное регулирование аудита

Российский  аудит сравнительно молод и находится  в стадии своего становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских фирм, взаимодействия с международными организациями.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый  уровень — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие законодательные акты (в перспективе — Закон об аудиторской деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Второй  уровень — правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд.

Информация о работе Основные направления государственного регулирования экономики