Основные направления рыночной трансформации экономики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Объективная необходимость рыночной трансформации экономики Украины обусловлена исчерпанием экстенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низкой адаптивностью командно-административной системы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 537.00 Кб (Скачать документ)

— внедрение  новой парадигмы внешнеэкономических  связей, направленной на гармоническую интеграцию страны в глобальную экономическую среду.

Таким образом, развитие экономики Украины  на современном этапе связано  с решением ряда стратегических проблем, которые определяют основные ориентиры  экономической политики правительства (рис. 20.3) 

2. Разгосударствление, приватизация и демонополизация-основа рыночных преобразований экономики.

     Основное  содержание сложного и противоречивого  процесса трансформации отношений  собственности определяют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение плюрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конкурентной среды, преодоление жесткого централизма и командно-административных методов управления, возрождение стимулов к инновационной предпринимательской деятельности.

 
 
 
 

Стратегические  проблемы  
   
 

Разгосударствление — это процесс ограничения административного вмешательства государства в экономику путем преобразования государственной собственности в негосударственную и коммерциализации деятельности государственных предприятий.

Разгосударствление  охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизацией  хозяйственной жизни на основе преодоления диктата государства, безальтернативного государственного найма работников, государственного нормирования заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хозяйственных связей рыночными отношениями; освобождение предприятий от прямой и непосредственной административной опеки; борьбы с монополизмом, развития конкуренции и предпринимательства.

Основные пути разгосударствления, приватизация и коммерциализация государственных предприятий.

Приватизация — трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственной" смешанной или коллективной собственности.

Приватизация  как форма разгосударствления отображает процесс коренной трансформации отношений собственности с целью формирования частного сектора как предпосылки повышения социально-экономической эффективности хозяйствования и улучшения общественного благосостояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренции.

В конце 1991 г. Верховным Советом Украины  была утверждена "Концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных  предприятий, жилищного фонда и  земли". В марте 1992 г. были приняты  основные приватизационные законы: "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизационных бумагах". В июне 1992 г. парламент утвердил первую государственную программу приватизации, положив начало легитимному процессу трансформации отношений собственности в Украине.

Согласно  Закону Украины "О приватизации имущества  государственных предприятий" все  предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на группы А (объекты  малой приватизации), Б, В, Г, Д, Е (объекты большой приватизации) и Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация этих объектов осуществлялась на основе соответствующих законов.

Способы приватизации в Украине:

— преобразование государственных предприятий в  акционерные или другие хозяйственные общества;

— бесплатная передача и продажа акций открытых акционерных обществ;

— выкуп  по альтернативным планам приватизации;

— выкуп  государственных предприятий, сданных  в аренду с выкупом;

— выкуп  имущества государственных предприятий  членами трудового коллектива;

— продажа  государственных предприятий по конкурсу или на аукционе.

Этапы реформирования собственности в Украине

I. Начальный  этап приватизации (1992—1994 гг.).

II. Массовая  приватизация (1995—1998 гг.),

III. Индивидуальная  денежная приватизация (1999— 2002 гг.).

IV. Заключительный  этап приватизации (с 2003 г.).

Основными технологическими особенностями приватизационного процесса на начальном этапе трансформационных преобразований в Украине были следующие:

— население  принимало участие в приватизации посредством механизма применения безвозмездно полученных "приватизационных денег" ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;

— с  целью инициирования приватизационного  процесса работники больших предприятий, прежде всего их руководители, получили значительные льготы в приобретении акций этих предприятий;

— работникам малых предприятий создавались  возможности выкупа этих предприятий  по остаточной проиндексированной стоимости, в основном посредством механизма  аренды с выкупом.

На сегодняшний день массовая приватизация в Украине обеспечила устранение государственной монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частных собственников и формирование негосударственного сектора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины составляли:

— объекты  частной собственности — 78,3 %;

— объекты  государственной и государственно-корпоративной  собственности — 4,1 %;

— объекты  коммунальной и коммунально-корпоративной  собственности — 7,4 %.

Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение титулов собственности само по себе не гарантирует появления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрократически-номенклатурную, которая:

— стала  формой создания акционерных обществ  на базе существующих структур государственной собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственного аппарата управления;

— привела  к постепенному сосредоточению средств  производства и крупных пакетов  акций высокорентабельных предприятий  в руках номенклатурных сил и теневых структур;

— не решила проблем структурной перестройки  производства, создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата, качественных изменений в  механизмах государственного регулирования  экономики;

— не обеспечила создания развитых конкурентных рынков товаров, труда, капитала и т. п.

Кроме того, ход приватизационного процесса в Украине был осложнен неэффективной государственной политикой:

— отсутствием  четко определенной стратегии реформирования отношений собственности;

— игнорированием межотраслевых связей в экономике;

— неразвитостью  институционных механизмов рыночного  регулирования;

— отсутствием  реального противодействия распространению  теневой приватизации;

— недостаточной  прозрачностью принятия решений  относительно приватизации, в частности стратегических предприятий и предприятий-монополистов, составляющих основу экономического развития и национальной безопасности государства;

— политическими  спекуляциями вокруг вероятной реприватизации или национализации государственного имущества и т. п.

Современный этап трансформации отношений собственности в Украине связан с решением ряда дискуссионных вопросов, в т. ч.:

— легитимации  приватизации путем признания незыблемости сформированных прав собственности;

— ревизии  приватизации путем реприватизации (изъятие собственности через суды со следующей продажей на транспарантных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглашений между правительством и нынешними собственниками.

В Послании Президента Украины к Верховному Совету Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году" отмечается, что экономическая стратегия государства в сфере усовершенствования отношений собственности должна объединять задачи укрепления национального частного капитала, повышения эффективности управления государственным сектором экономики., усовершенствования корпоративного управления, создания институциональных механизмов обеспечения функционирования разных форм собственности и хозяйствования и определения их оптимального соотношения"

Дальнейшее  усовершенствование процессов трансформации  отношений собственности предусматривает  следующее:

— усиление инвестиционной направленности приватизации, привлечение стратегических отечественных  и зарубежных инвесторов;

— усовершенствование законодательства в сфере приватизации, его гармонизацию с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;

— согласование приватизационных процессов с программами  реформирования отдельных областей и сфер деятельности;

— формирование дееспособного корпоративного сектора и интегрированных корпоративных структур;

— приостановление  дальнейшей олигархизации общества, обеспечение реального участия  миноритарных совладельцев в управлении и распределении доходов;

— усовершенствование предприватизационной подготовки и  информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;

— обеспечение  транспарентности (прозрачности) процесса приватизации и спецификации прав собственности. 

3. Сущность и основные пути структурной перестройки экономики 

     Основа  стратегии и тактики экономического роста национальной экономики —  ориентация структурных трансформаций  на развитие эффективного и конкурентоспособного хозяйства постиндустриального  типа.

Структурная перестройка экономики Украины — процесс формирования оптимального состава хозяйства, адекватного социально ориентированной рыночной системе постиндустриального типа и стратегическим национальным интересам страны.

За первое десятилетие независимости Украины  произошли следующие положительные структурные сдвиги:

— расширение сферы действия рыночных отношений;

— уменьшение уровня монополизации экономики;

— становление  конкурентной среды;

— укрепление негосударственного сектора.

Вместе  с тем устранение государства  от роли ведущего субъекта структурных сдвигов и защиты национальных интересов, рост влияния олигархических формирований, сросшихся с государственным аппаратом, усиление роли экзогенных факторов экономического роста вызвали существенные структурные деформации трансформационной экономики Украины (рис. 20.4).

Основными задачами структурной перестройки экономики на современной технологической и ресурсной базе являются следующие:

— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития с  учетом национальной специфики;

— укрепление технологических сравнительных  преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов;

— развитие наукоемких производств;

— уменьшение зависимости национальной экономики  от импорта товаров и ресурсов;

— увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств;

— дальнейшее развитие отраслей "высоких технологий";

Информация о работе Основные направления рыночной трансформации экономики Украины