Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:27, курсовая работа
Объективная необходимость рыночной трансформации экономики Украины обусловлена исчерпанием экстенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низкой адаптивностью командно-административной системы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.
— повышение уровня внутренней сбалансированности экономики;
— создание развитого потребительского сектора экономики и сферы услуг.
Ведущей составляющей структурной политики является инвестиционная политика, направленная на обеспечение условий для накопления критической массы инвестиционных ресурсов, регулирование структурно-количественных параметров экономического роста, формирование нового экологобезопасного социально ориентированного инновационного типа расширенного воспроизводства (рис. 20.5).
Переход
к постиндустриальному
— недостаточное
финансирование научных исследований,
внедрения инновационных
— несовершенство нормативно-правовой системы регулирования и стимулирования инновационной деятельности;
— несоответствие корпоративной структуры, формирующейся в Украине, основным требованиям инновационного развития;
— отсутствие
действенной системы
— медленное формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;
— неготовность аппарата государственного управления к предметной деятельности, направленной на инновационное развитие общества.
Безальтерпативиость
инновационной парадигмы структурной
перестройки отечественной экономики
обусловлена необходимостью повышения
конкурентоспособности Украины в глобальной
среде путем преодоления ресурсных ограничений
и сырьевой направленности хозяйства.
4. Проблемы
реформирования финансово-кредитной
сферы.
Процесс трансформации
отечественной экономики
Основные направления указанных преобразований:
— обеспечение стабильности национальной валюты;
— достижение максимальной сбалансированности государственных финансов;
— создание надежной и мощной банковской системы;
— внедрение эффективной налоговой системы;
— обеспечение финансовой безопасности государства.
характеризовался следующими основными процессами:
— либерализацией цен, ослаблением контроля за оплатой труда;
— переливом финансовых активов из государственного сектора в частный;
— сохранением монопольного государственного сектора с монопольным ценообразованием и льготным кредитованием отраслей и производств;
— фактическим
подчинением Национального
Следствием указанных трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате потери государством реальных инструментов осуществления эффективной экономической политики, бесконтрольного роста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечественного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обращения, обострения социальных проблем.
связан с:
— проведением жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий;
— осуществлением денежной реформы (1996 г.);
— преодолением бюджетного дефицита, усовершенствованием межбюджетных отношений;
— повышением платежеспособности хозяйствующих субъектов;
— дальнейшим увеличением зарубежных займов и кредитов;
— перераспределением кредитных ресурсов в пользу реальной экономики;
— началом функционирования фондового рынка Украины;
— стабилизацией валютного курса, внедрением валютных коридоров.
Результатом указанных трансформаций стали рост реального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, превращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолженности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облигаций внутреннего государственного займа, обострение долговых проблем.
2001—2004 гг. характеризовали:
— осуществление мероприятий по обеспечению внутренней и внешней стабильности национальной валюты;
— оптимизацию структуры денежной массы;
— введение режима регулированного плавающего обменного курса гривни (2000 г.);
— использование
стабильности гривни как монетарной
предпосылки постепенного перехода
к инновационно-
— повышение уровня монетизации ВВП;
— таргетирование обменного курса.
Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002 г.), стабилизировался валютный курс, значительно увеличились резервы НБУ, повысился уровень монетизации экономики, улучшилось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кредитования, стабилизировался размер государственного долга, произошли положительные изменения в структуре денежной массы.
В условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:
— торможение процесса роста цен;
— стимулирование
кредитной поддержки
— расширение денежного предложения;
— снижение средневзвешенной ставки по кредитам и депозитам.
В результате замедлились
темпы инфляции, выросли денежные
потоки в банковской системе, увеличились
депозиты физических лиц, сохранились
высокие темпы роста
Политическая нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной власти, углубление макроэкономичесих дисбалансов, связанных с несоответствием темпов и структуры роста доходов населения динамике количественных и качественных показателей экономического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоресурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнеторгового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 %, а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов. С этой целью НБУ осуществлял:
— ограничение темпов роста денежной базы;
— обеспеченние умеренных темпов увеличения денежной массы;
— возрастание цены денег;
— увеличение банковских резервов;
— ревальвацию
гривни к доллару США и др.
Сложность и динамизм трансформационных процессов, связанных с внутрисистемными и межсистемными трансформациями, ассиметричностью и диспропорциональностью эволюции мирохозяйственного устройства в условиях господства неолиберальной модели глобализации обостряют проблему быстрой и эффективной самоидентификации Украины в качестве независимого высокоразвитого государства в сложной системе разветвленных мировых связей и международных экономических отношений.
Общепризнанным является отсутствие альтернатив глобализации для человечества в целом. Объективную основу этого процесса составляет интернационализация экономики, оптимизирующая использование ресурсов в планетарном масштабе и повышающая эффективность хозяйствования на базе мощного синергического эффекта взаимопроникновения и взаимодействия национальных хозяйственных комплексов. Глобализация порождает новую реальность экономической жизни, проявляющуюся в переплетении национальных хозяйств на рыночной основе, взаимодействии новых субъектов, конкурирующих на глобальных рынках, развитии нетрадиционных механизмов и форм сотрудничества, получающих соответствующее институциональное оформление.
Вместе с тем принципиальным является осознание того, что неолиберальная модель глобализации, доминирующая в современном мире, — лишь одна из возможных альтернатив много векторного процесса трансформации мировой экономики. Основанная на идеологии монетарного либерализма, современная глобализация носит стихийный, одновекторный и мотивированный характер, направленный на реализацию интересов высокоразвитых стран, стремящихся к перераспределению мирового богатства с целью укрепления собственного потенциала. Поэтому формирование национальной модели развития каждой страны происходит в условиях острой борьбы экономических интересов представителей транснационального и национального капитала, влиятельных международных организаций и отечественной элиты, а национальная конкурентоспособность выступает имманентным рыночной среде императивом функционирования разноуровневых экономических систем.
Общепризнано, что
современная парадигма
Национальная конкурентоспособность — обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны на внутреннем и внешнем рынках, в мировой хозяйственной системе, в глобальных политико-экономических процессах; способность поддерживать устойчивые темпы роста реальных доходов на душу населения.
Важнейшие критерии
конкурентоспособности
— "Глобальный
отчет о конкурентоспособности"
— "Ежегодник мировой конкурентоспособности" Международного института менеджмента и развития, в котором соответствующий рейтинг рассчитывается на основе восьми групп критериев: внутреннего экономического потенциала страны, ее внешнеэкономических связей, государственного регулирования, финансово-кредитной системы, инфраструктуры, системы управления, менеджмента, уровня развития науки и технологии, человеческих ресурсов.
Украина принимает
участие в обследованиях
К важнейшим конкурентным преимуществам отечественной экономики относятся:
— значительные запасы и удобное расположение полезных ископаемых (железная и марганцевая руды, сера, ртуть, титан, уран, минеральные соли, гипс, гранит, мрамор и т. п.);
— плодородные сельскохозяйственные угодья, значительные запасы чернозема;
— высокий образовательный уровень трудоспособного населения при относительно низком уровне оплаты труда;
— развитая сеть
академических, научно-исследовательских
и проектно-конструкторских
Информация о работе Основные направления рыночной трансформации экономики Украины