Основные направления рыночной трансформации экономики Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Объективная необходимость рыночной трансформации экономики Украины обусловлена исчерпанием экстенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низкой адаптивностью командно-административной системы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 537.00 Кб (Скачать документ)

— повышение  уровня внутренней сбалансированности экономики;

— создание развитого потребительского сектора  экономики и сферы услуг.

Ведущей составляющей структурной политики является инвестиционная политика, направленная на обеспечение условий для накопления критической массы инвестиционных ресурсов, регулирование структурно-количественных параметров экономического роста, формирование нового экологобезопасного социально ориентированного инновационного типа расширенного воспроизводства (рис. 20.5).

Переход к постиндустриальному информационному  обществу возможен лишь при условии  активного внедрения долгосрочной комплексной стратегии экономического развития, приоритеты и механизмы реализации которой находят свое воплощение в инновационной политике, направленной на технологическое лидерство (рис. 20.6). Вместе с тем отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на существование весомых системных препятствий формированию инновационной модели развития Украины, в том числе:

— недостаточное  финансирование научных исследований, внедрения инновационных разработок;

— несовершенство нормативно-правовой системы регулирования  и стимулирования инновационной деятельности;

— несоответствие корпоративной структуры, формирующейся  в Украине, основным требованиям  инновационного развития;

— отсутствие действенной системы приоритетов  развития научно-технологической сферы;

— медленное  формирование современного и масштабного рынка инновационной продукции;

— неготовность аппарата государственного управления к предметной деятельности, направленной на инновационное развитие общества.

Безальтерпативиость инновационной парадигмы структурной перестройки отечественной экономики обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности Украины в глобальной среде путем преодоления ресурсных ограничений и сырьевой направленности хозяйства. 

 

4. Проблемы реформирования финансово-кредитной сферы. 

Процесс трансформации  отечественной экономики предусматривает  создание денежно-кредитной и финансовой систем, отвечающих потребностям развития социально ориентированного рыночного хозяйства.

Основные направления  указанных преобразований:

— обеспечение  стабильности национальной валюты;

— достижение максимальной сбалансированности государственных финансов;

— создание надежной и мощной банковской системы;

— внедрение  эффективной налоговой системы;

— обеспечение  финансовой безопасности государства.

Этапы трансформации денежно-кредитной  и финансовой систем Украины

I этап (1991—1994 гг.)

характеризовался следующими основными процессами:

— либерализацией цен, ослаблением контроля за оплатой  труда;

— переливом  финансовых активов из государственного сектора в частный;

— сохранением  монопольного государственного сектора  с монопольным ценообразованием и льготным кредитованием отраслей и производств;

— фактическим  подчинением Национального банка  правительству, прямым кредитованием  бюджетного дефицита.

Следствием указанных  трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате потери государством реальных инструментов осуществления эффективной  экономической политики, бесконтрольного  роста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечественного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обращения, обострения социальных проблем.

II этап (1995—2000 гг.)

связан с:

— проведением  жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий;

— осуществлением денежной реформы (1996 г.);

— преодолением бюджетного дефицита, усовершенствованием  межбюджетных отношений;

— повышением платежеспособности хозяйствующих субъектов;

— дальнейшим увеличением зарубежных займов и кредитов;

— перераспределением кредитных ресурсов в пользу реальной экономики;

— началом функционирования фондового рынка Украины;

— стабилизацией  валютного курса, внедрением валютных коридоров.

Результатом указанных  трансформаций стали рост реального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, превращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолженности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облигаций внутреннего государственного займа, обострение долговых проблем.

III этап (2001— по настоящее  время).

2001—2004 гг. характеризовали:

— осуществление  мероприятий по обеспечению внутренней и внешней стабильности национальной валюты;

— оптимизацию  структуры денежной массы;

— введение режима регулированного плавающего обменного  курса гривни (2000 г.);

— использование  стабильности гривни как монетарной предпосылки постепенного перехода к инновационно-инвестиционному  развитию;

— повышение  уровня монетизации ВВП;

— таргетирование обменного курса.

Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002 г.), стабилизировался валютный курс, значительно  увеличились резервы НБУ, повысился  уровень монетизации экономики, улучшилось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кредитования, стабилизировался размер государственного долга, произошли положительные изменения в структуре денежной массы.

В условиях замедления динамики экономического роста и  усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:

— торможение процесса роста цен;

— стимулирование кредитной поддержки дальнейшего  экономического развития;

— расширение денежного  предложения;

— снижение средневзвешенной ставки по кредитам и депозитам.

В результате замедлились  темпы инфляции, выросли денежные потоки в банковской системе, увеличились  депозиты физических лиц, сохранились  высокие темпы роста долгосрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережали темпы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц1.

Политическая  нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной  власти, углубление макроэкономичесих  дисбалансов, связанных с несоответствием темпов и структуры роста доходов населения динамике количественных и качественных показателей экономического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоресурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнеторгового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 %, а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов. С этой целью НБУ осуществлял:

— ограничение  темпов роста денежной базы;

— обеспеченние умеренных темпов увеличения денежной массы;

— возрастание  цены денег;

— увеличение банковских резервов;

— ревальвацию  гривни к доллару США и др. 
 
 
 

Сложность и  динамизм трансформационных процессов, связанных с внутрисистемными и  межсистемными трансформациями, ассиметричностью и диспропорциональностью эволюции мирохозяйственного устройства в условиях господства неолиберальной модели глобализации обостряют проблему быстрой и эффективной самоидентификации Украины в качестве независимого высокоразвитого государства в сложной системе разветвленных мировых связей и международных экономических отношений.

Общепризнанным  является отсутствие альтернатив глобализации для человечества в целом. Объективную  основу этого процесса составляет интернационализация  экономики, оптимизирующая использование ресурсов в планетарном масштабе и повышающая эффективность хозяйствования на базе мощного синергического эффекта взаимопроникновения и взаимодействия национальных хозяйственных комплексов. Глобализация порождает новую реальность экономической жизни, проявляющуюся в переплетении национальных хозяйств на рыночной основе, взаимодействии новых субъектов, конкурирующих на глобальных рынках, развитии нетрадиционных механизмов и форм сотрудничества, получающих соответствующее институциональное оформление.

Вместе с тем  принципиальным является осознание  того, что неолиберальная модель глобализации, доминирующая в современном мире, — лишь одна из возможных альтернатив  много векторного процесса трансформации  мировой экономики. Основанная на идеологии монетарного либерализма, современная глобализация носит стихийный, одновекторный и мотивированный характер, направленный на реализацию интересов высокоразвитых стран, стремящихся к перераспределению мирового богатства с целью укрепления собственного потенциала. Поэтому формирование национальной модели развития каждой страны происходит в условиях острой борьбы экономических интересов представителей транснационального и национального капитала, влиятельных международных организаций и отечественной элиты, а национальная конкурентоспособность выступает имманентным рыночной среде императивом функционирования разноуровневых экономических систем.

Общепризнано, что  современная парадигма международного экономического развития формируется  на основе постиндустриальных ценностей, в соответствии с которыми конкурентоспособность страны определяется ее динамическими преимуществами — приоритетом знаний, инноваций и информации, а не только статическими факторами, связанными с обеспеченностью материальными и трудовыми ресурсами. В этих условиях государство, не желающее оставаться на обочине цивилизационных преобразований, должно активно включаться в современные интеграционные процессы, реализуя инновационную модель развития, привлекая в экономику инвестиции глобальных субъектов и формируя эффективные механизмы ее защиты от возможных рисков и потрясений. Таким образом, решающее значение для развития отечественной экономики приобретает активная деятельность государства по обеспечению национальной конкурентоспособности на основе структурного и технологического обновления.

Национальная конкурентоспособность — обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны на внутреннем и внешнем рынках, в мировой хозяйственной системе, в глобальных политико-экономических процессах; способность поддерживать устойчивые темпы роста реальных доходов на душу населения.

Важнейшие критерии конкурентоспособности национальной экономики нашли отражение в  интегрированном индексе конкурентоспособности  — комплексном показателе сравнительной  конкурентоспособности стран, который  рассчитывается на основе комбинаций относительных величин ("твердых" количественных оценок основных экономических индикаторов, публикующихся в официальных изданиях, и "мягких" качественных экспертных оценок). На сегодняшний день самыми влиятельными исследования' ми международной конкурентоспособности стран являются следующие:

— "Глобальный отчет о конкурентоспособности", публикующийся ежегодно по материалам широкой программы обследований стран в рамках Всемирного экономического форума в швейцарском городе Давосе (рис. 20.7);

— "Ежегодник  мировой конкурентоспособности" Международного института менеджмента и развития, в котором соответствующий рейтинг рассчитывается на основе восьми групп критериев: внутреннего экономического потенциала страны, ее внешнеэкономических связей, государственного регулирования, финансово-кредитной системы, инфраструктуры, системы управления, менеджмента, уровня развития науки и технологии, человеческих ресурсов.

Украина принимает  участие в обследованиях международной  конкурентоспособности, проводимых в  рамках Всемирного экономического форума, с 1997 г. По данным, представленным Всемирным экономическим форумом в 2005 г., рейтинг Украины составил 84-ю позицию среди 104 исследуемых стран.

К важнейшим конкурентным преимуществам отечественной экономики относятся:

— значительные запасы и удобное расположение полезных ископаемых (железная и марганцевая руды, сера, ртуть, титан, уран, минеральные соли, гипс, гранит, мрамор и т. п.);

— плодородные  сельскохозяйственные угодья, значительные запасы чернозема;

— высокий образовательный  уровень трудоспособного населения при относительно низком уровне оплаты труда;

— развитая сеть академических, научно-исследовательских  и проектно-конструкторских учреждений;

Информация о работе Основные направления рыночной трансформации экономики Украины