Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем налоговой политики государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях,
- провести анализ налоговой политики в России на современном этапе развития,
- раскрыть основные направления совершенствования налоговой политики В РФ
Введение 5
1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях 7
1.1 История развития налоговой системы в России 7
1.2 Налоговая политика государства: сущность, цели, формы 16
2 Анализ налоговой политики в России на современном этапе развития 20
2.1 Исследование проблем налоговой политики России 20
2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России 23
3 Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ
3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики 31
3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг. 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Определение понятия «плательщик налога» неполно.
А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению.
Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.
Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.
Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями ФНС РФ и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.
Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом.
Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.
Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм.
2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России
Рассмотрим динамику доходной части федерального бюджета.
Во-первых, следует отметить резкий рост налоговых доходов как в абсолютном выражении, так и в процентах ВВП в октябре 2009 г. Если рассматривать прирост доходов за предыдущий год в разрезе федеральных органов - администраторов доходов бюджета, то можно увидеть следующее. Резкий прирост доходов произошел за счет поступлений от ФНС РФ и «других администраторов» (помимо ФНС, ФТС и Росимущества). Для выявления причин необходим более подробный анализ на основе данных Казначейства РФ по исполнению федерального бюджета за 2009 г, которые будут доступны лишь в следующем году.
Во-вторых, неравномерность налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2009 г. увеличилась по сравнению с предыдущими годами. В-третьих, уровень доходов в первые месяцы 2009 г. был ниже, чем в 2007-2008 гг. Как уже указывалось в предыдущих обзорах, снижение доли доходов в ВВП в начале года вызвано в основном двумя факторами: ускоренным ростом ВВП (по сравнению с предыдущими годами) и переходом с 1 января 2009 г. на уведомительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ.
За 2009 год в федеральный бюджет поступление налогов и сборов составило 766 339 млн.руб., темп роста - 97% к уровню 2008 года. В том числе в декабре 2009 года поступило 85 701 млн.руб., что на 49% больше поступлений в федеральный бюджет за аналогичный период предыдущего года (декабрь 2008г. – 57 691 млн.руб.)
Таблица 2.1 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2008 - 2009 год, млн.руб.
Налоги | 2009г. | 2008г. | Темп роста |
Всего | 766 339 | 791 618 | 97 |
Налог на прибыль организаций | 31 706 | 40 364 | 79 |
ЕСН в федеральный бюджет | 13 771 | 11 331 | 122 |
НДС | 101 051 | 140 604 | 72 |
НДПИ | 617 254 | 597 183 | 103 |
Остальные налоги | 2 557 | 2 136 | 120 |
Анализ поступлений налоговых платежей за 2009 год в федеральный бюджет по основным видам налогов по сравнению с предыдущим года показал, что темп роста поступлений снизился главным образом по следующим причинам.
В 2009 году причиной снижения поступлений является падение цен на нефть, начиная с сентября 2008 года, при одновременном росте экспортных пошлин. В январе и феврале 2009 года фактические поступления по налогу превышали аналогичные показатели прошлого года, так как авансовые платежи по налогу на прибыль на I квартал 2009 года рассчитывались по результатам III квартала 2008 года, когда цены на нефть достигли максимальных значений. По ряду предприятий в марте и апреле 2009 года платежи по налогу на прибыль не производились, так как по итогам 2008 года и I квартала 2009 года налог на прибыль был уменьшен, вследствие чего образовалась переплата, исключающая рост поступлений в ближайшие месяцы. Во втором полугодии 2009 года наблюдается снижение объемов производства основных крупнейших налогоплательщиков (ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Самотлорнефтегаз, ОАО Славнефть-Мегионнефтегаз, ООО Лукойл-Западная Сибирь).
Уровень поступления налогов и сборов за отчетный год относительно индикативных показателей поступления доходов в федеральный бюджет (81 742 млн.руб.) составляет 113%. В декабре 2009 года установленный контрольный уровень сбора (7 016 млн.руб.) выполнен на 139%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 1771,1 млрд.рублей, что на 12,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В апреле 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 493,0 млрд.рублей и снизились по сравнению с предыдущим месяцем на 15,3%.
Таблица 2.2 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей
Показатель | | В % к | ||||
консолиди- | в том числе | консолиди- | федераль- | консолиди- | ||
федеральный | консолиди- | |||||
Всего | 1771,1 | 817,1 | 954,0 | 112,3 | 94,3 | 134,2 |
в том числе: | 504,3 | 150,5 | 353,8 | 127,1 | 124,0 | 128,5 |
налог на доходы физических лиц | 334,9 | - | 334,9 | 136,1 | - | 136,1 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 302,4 | 302,4 | - | 86,8 | 86,8 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 88,2 | 31,0 | 57,2 | 117,4 | 106,2 | 124,4 |
налоги на имущество | 133,7 | - | 133,7 | 166,9 | - | 166,9 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 340,9 | 319,6 | 21,2 | 91,4 | 90,9 | 99,9 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 327,5 | 307,2 | 20,2 | 90,0 | 89,5 | 98,5 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 2,6 | 1,7 | 0,9 | 28,5 | 32,8 | 22,6 |
прочие | 64,0 | 11,8 | 52,2 | 131,0 | 112,1 | 136,1 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 28,5%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 17,1% и налога на доходы физических лиц - 18,9%.
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1580,4 млрд.рублей (89,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 111,0 млрд.рублей (6,3%), местных налогов и сборов - 22,7 млрд.рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 55,7 млрд.рублей (3,1%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в 2009г. составило 504,3 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 27,1%. В апреле 2009г. поступления составили 86,0 млрд.рублей и снизились по сравнению с предыдущим месяцем в 3,3 раза. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам по сравнению с соответствующим периодом 2008г. увеличилась на 0,3% и составила 97,0% (в 2008г. - 96,7%).
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 2009г. составила 856,0 млрд.рублей, увеличившись за месяц на 10,9%. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 13,0%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 24,3%, налогу на прибыль организаций - на 45,0%, акцизам в целом - на 30,7%, из нее по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 7,6%, вина - на 13,1%, пиво - на 32,1%, автомобильный бензин - в 2,0 раза, дизельное топливо - в 2,4 раза. Сократилась задолженность по налогу на добавленную стоимость - на 0,7%, акцизам на легковые автомобили и мотоциклы - на 3,8%, табачную продукцию - на 12,7%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 4,3%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 2009г. составила 730,2 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 14,7%.
Таблица 2.3 - Структура задолженности по налоговым платежам
в бюджетную систему Российской Федерации в 2009 г.
Показатель | Задолжен- | Из нее | ||||||||||
недоимка | реструкту- | задолжен- | задолжен- | приоста- | ||||||||
млрд. | в % к | млрд. | в % к | |||||||||
млрд. | в % к | млрд. | в % к | |||||||||
млрд. | в % к | |||||||||||
млрд. | в % к | |||||||||||
Всего | 856,0 | 100 | 320,2 | 100 | 13,9 | 100 | 292,1 | 100 | 97,1 | 100 | 132,1 | 100 |
в том числе: | 749,0 | 87,5 | 255,3 | 79,7 | 11,4 | 81,6 | 270,3 | 92,6 | 83,6 | 86,1 | 128,1 | 96,9 |
в том числе: | 246,7 | 28,8 | 108,2 | 33,8 | 1,2 | 8,6 | 82,9 | 28,4 | 17,2 | 17,7 | 37,3 | 28,2 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реа- | 352,0 | 41,4 | 85,3 | 26,6 | 7,1 | 51,1 | 151,9 | 52,0 | 50,0 | 51,5 | 57,4 | 43,4 |
из него налог на до- | 350,1 | 40,9 | 85,1 | 26,6 | 7,1 | 51,1 | 151,9 | 52,0 | 48,3 | 49,8 | 57,4 | 43,4 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 41,9 | 4,9 | 15,6 | 4,9 | 0,6 | 4,2 | 4,6 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 19,3 | 14,6 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 32,7 | 3,8 | 11,8 | 3,7 | 0,1 | 0,7 | 1,1 | 0,4 | 0,8 | 0,8 | 18,8 | 14,3 |
акцизы по подакциз- | 32,9 | 3,8 | 12,9 | 4,0 | 0,9 | 6,6 | 7,1 | 2,4 | 3,4 | 3,5 | 8,6 | 6,5 |
из них: | 4,2 | 0,5 | 0,9 | 0,3 | 0,0 | 0,1 | 2,1 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,4 |
на табачную продукцию | 0,2 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | - | - | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
на автомобильный бензин | 8,8 | 1,0 | 3,4 | 1,1 | - | - | 0,6 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 4,3 | 3,3 |
на легковые автомо- | 1,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,9 | 6,3 | 0,1 | 0,0 | - | - | 0,0 | 0,0 |
на дизельное топливо | 5,2 | 0,6 | 2,2 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 2,8 | 2,1 |
на пиво | 0,3 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
на алкогольную про- | 5,5 | 0,6 | 1,6 | 0,5 | 0,0 | 0,1 | 1,9 | 0,7 | 1,6 | 1,6 | 0,4 | 0,3 |
остальные федеральные | 75,6 | 8,8 | 33,3 | 10,4 | 1,6 | 11,2 | 24,0 | 8,2 | 11,2 | 11,6 | 5,5 | 4,1 |
по региональным | 59,3 | 6,9 | 37,2 | 11,6 | 1,3 | 9,1 | 12,0 | 4,1 | 7,2 | 7,4 | 1,5 | 1,1 |
по местным налогам | 31,8 | 3,7 | 15,6 | 4,9 | 1,2 | 8,9 | 8,9 | 3,0 | 4,6 | 4,7 | 1,4 | 1,1 |
по налогам со специ- | 15,9 | 1,9 | 12,1 | 3,8 | 0,1 | 0,4 | 0,9 | 0,3 | 1,7 | 1,7 | 1,2 | 0,9 |
1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. |
Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ