Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование актуальных проблем налоговой политики государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях,
- провести анализ налоговой политики в России на современном этапе развития,
- раскрыть основные направления совершенствования налоговой политики В РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налоговой политики в России в современных условиях 7
1.1 История развития налоговой системы в России 7
1.2 Налоговая политика государства: сущность, цели, формы 16
2 Анализ налоговой политики в России на современном этапе развития 20
2.1 Исследование проблем налоговой политики России 20
2.2 Оценка эффективности налоговой политик в России 23
3 Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ
3.1 Пути решения актуальных проблем налоговой политики 31
3.2 Основные направления развития бюджетно – налоговой политики на 2009 – 2010 гг. 37
Заключение 44
Список использованных источников 46

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

 

Мировой финансовый кризис дал новые аргументы Минфину для сохранения или даже увеличения налоговой нагрузки в России в 2009–2011 годах.

Правительство не видит возможности для снижения налогов в нынешней ситуации, когда российская экономика все более чувствительна к потрясениям на мировых рынках. По его словам, период ежегодного снижения налогов на 1% ВВП в России завершен, и в следующие три года нагрузка на некоторых налогоплательщиков даже увеличится. Больше налогов придется платить «Газпрому» и другим газодобывающим компаниям, а также владельцам дорогой недвижимости. Ожидают налогоплательщиков и другие изменения.

К основным изменениям в налогах относят законопроекты о трансфертном ценообразовании и консолидированной налоговой отчетности для холдингов. Последний проект фактически упраздняет налоговую отчетность «дочек» и «внучек» головных компаний и относит все операции внутри холдинга к «внутризаводскому обороту». Новыми правилами консолидированной отчетности смогут воспользоваться все группы предприятий, у которых доля участия материнской компании в дочерних и внучатых предприятиях превышает 90%. Если проект о консолидированной отчетности позволяет компаниям торговать между собой по любым ценам, то проект о трансфертных ценах – напротив – дает право налоговикам бороться с заниженными трансфертными ценами, применяя вместо них средние рыночные цены.

К 2009 году Минфин планирует также внести кое-какие технические изменения в порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Речь идет о правилах и условиях принятия нулевой ставки по НДС в части перечня документов, которые подтверждают право на эту ставку. Кроме того, Минфин, возможно, упростит порядок возврата «переплаченного» ранее НДС. Вместо необходимости подавать уточняющие декларации по НДС за прошлые годы, предприятия могут получить право представлять так называемые отрицательные ноты по НДС. Еще одной новацией может стать право частичного согласования представленных к возмещению из бюджета сумм уплаченного НДС. Сейчас налоговые органы отклоняют все представленные к возмещению суммы из-за сомнений хотя бы в одной из них.

Однако в целом Минфин не планирует как минимум в ближайшие три года заметно снижать налоговую нагрузку на экономику. Последние три года налоговая нагрузка снижалась примерно на 1% ВВП в год. «Однако в ближайшем будущем таких радикальных решений по снижению налоговой нагрузки мы не планируем. В 2008 году вступило в силу одно из последних радикальных решений – переход с ежемесячной на поквартальную уплату НДС, в результате которой компании получат в свое распоряжение около 250 млрд. руб. Некоторые считают, что это лишь перенесение налоговой нагрузки, но для бюджета это означает снижение поступлений в 2008 году на 250 миллиардов рублей.

Для единого соцналога допускается достаточно серьезное реформирование, вплоть до отказа от него при переходе на страховые принципы. Однако изменения в порядке уплаты Единого социального налога (ЕСН) напрямую связаны с планами пенсионной реформы и реформы медицинского страхования, которые будут выработаны Минздравсоцразвитием только в феврале.

Что касается увеличения налоговой нагрузки, то Минфин настаивает на повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на природный газ. Ставки НДПИ сегодня невысоки – 147 рублей за тысячу кубометров, и они не индексировались в течение трех лет. В то же время цены на природный газ внутри России повышаются, и к 2011 году по сравнению с 2008 годом они практически удвоятся. В результате газодобывающие компании получат дополнительную прибыль примерно в 25 миллиардов долларов, и этой прибылью можно поделиться. По его словам, ведомства должны до апреля просчитать последствия роста НДПИ на газ и предложить новые значения ставок. При этом необходимость оценки эффективности использования капвложений» газовиков, против чего ранее активно возражали представители «Газпрома».

Чтобы добиться прорыва, необходимо решить множество вопросов. Вопросы налогообложения – одни из первых. Здесь имеются три задачи, каждая из которых требует решения:

- оптимизация налоговых ставок;

- совершенствование процедуры;

- повышение собираемости налогов.

Система налогообложения должна способствовать выходу предприятий из «тени» и не должна разорять тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Оптимизация налоговых ставок и упрощение расчета налогов и отчетности – наиболее эффективные методы борьбы с неуплатой налогов. Наша система бухгалтерской и налоговой отчетности не выдерживает критики. Сложность процедур, а также запутанность и неоднозначность нормативной базы налогообложения не способствуют развитию страны и являются одной из причин недобора налогов и развития теневой экономики.

При определении возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы.

Основные меры налоговой политики должны реализовываться уже с 2009 года. В 2009 году необходимо принять изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по следующим вопросам.

Нужно  установить равные условия для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость социально значимых услуг. Оправдано и расширение перечня освобождений от налогообложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.

Требуется учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведённые расходы на цели образования с учётом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций. Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах.

Помимо уже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации изменений, касающихся увеличения до 120 тыс. рублей в год социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, направляемые на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также освобождения от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан, следует применять освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц при направлении благотворительными организациями средств на нужды социально незащищённых слоев населения.

Следует распространить на опекунов и попечителей установленные для родителей условия применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных, увеличить не менее чем в два раза предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета на доходы физических лиц.

Требуется либерализация амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования, и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

Должен быть чётко определён порядок налогообложения налогом на имущество организаций, налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессионным соглашениям.

В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчёте налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.

Следует максимально широко применять специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых, в первую очередь угля. Предлагаю также рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

По-прежнему сохраняет актуальность задача внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов, а сам контроль должен применяться преимущественно к крупным налогоплательщикам и операциям. Должны быть чётко определены перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения.

Эти положения должны коррелировать с изменениями в законодательстве, связанными с введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчётности по налогу на прибыль организаций. Распределение суммы налога на прибыль консолидированного налогоплательщика между субъектами Российской Федерации должно быть справедливым, осуществляться в порядке, аналогичном порядку распределения суммы от взимания налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

Целесообразно внедрить механизмы по противодействию использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при  осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.

Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования  налога на добавленную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая политика является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:

                 размеров ставок;

                 предоставляемых льгот и привилегий;

                 объектов налогообложения;

                 усиления или замены одних налогов на другие.

Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики в РФ