Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.
Введение
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.
В современном мире государственные границы потеряли прежнее значение. Сильно изменились масштабы миграции рабочей силы. Претерпели значительные изменения международный финансовый рынок, мировая торговля, формируется глобальная конкуренция и глобальный маркетинг. Информационное пространство, формирующее потребительские ожидания, с появлением Интернета, также стало безграничным. Качественно новое значение приобрели инновации. Возникли новые отрасли, предлагающие, с одной стороны, высокодоходное инвестирование в быстрорастущие сектора, но, с другой стороны, приводящие к «перегревам» финансовых рынков. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие мирового хозяйства.
Современный этап глобализации
характеризуется весьма быстрой
трансформацией мировой экономики
в единый организм. Ускорение и
упрощение процедуры
Глобализация стала
Процесс современной регионализации является одним из проявлений глобализации и характеризуется аналогичными явлениями, происходящими в данном случае в группах стран. Внутри таких союзов происходит либерализация торговли, движения капитала и трудовых ресурсов, обмен достижениями в военной отрасли, в сфере высоких технологий, энергоресурсов. Отмечается рост национального самосознания, причем не только в странах третьего мира, но и во многих странах Европейского союза, обострение внутренних политических и экономических противоречий, противодействие росту конкуренции со стороны стран с развивающейся экономикой, наконец, противодействие лишению государственных институтов возможности макроэкономического регулирования внутренней экономики.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
1
КР 01 00 00 00 ПЗ
Разраб.
Хацкевич
Вв
Пров.
Андросик
.
Н. Контр.
Андросик
Утв.
Барановский
Основные предпосылки и этапы развития ЕС
Лит.
Листов
5
БГТУ 525172812
5251207, 2008
1 Основные предпосылки и этапы развития ЕС
1.1 Предпосылки возникновения Европейского Союза
После первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным действиям. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к выводу, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.
Эта идея была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами участниками: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
В 1957 году Римский Договор
установил Европейское
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.
Следующим немаловажным этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый – это Европейское Сообщество, два новых – это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран – участников особенно из
Центральной и Восточной Европы.
На данный момент, Европейский союз насчитывает в своём составе 27
государств: Австрия, Бельгия,
ния, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести: Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.
Для вступления в Европейский союз страна – кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Вывод: Основной причиной создания Европейского союза стала ситуация в Европе после второй мировой войны. Европейские лидеры пришли к выводу, что создание Европейского союза послужит стимулом к обеспечению мира, стабильности и процветания в Европе.
1.2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ
В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания: первого договора о создании Европейского экономического сообщества (или договора об общем рынке);
Второго договора о создании Европейского
сообщества по атомной энергии. Оба договора
вступили в силу с 1 января 1958 года.
Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, то есть регулировал сравнительно небольшую, но очень важную энергетическую область международного сотрудничества.
В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение, а также экономическое. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958 году среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия 360 долларов. За первые 15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался: 26% в 1960 году, 13.5% в 1970 году и 15% в 1973 году, что в целом свидетельствует о сближении уровней экономического развития участников Сообщества.
Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционными процессами.
Договор предусматривал
Сообщества наделялись необходимыми
институтами и материальными
средствами.
Были предусмотрены 4 главных института:
1) Совет состоял из официальных представителей правительств государств – членов на уровне министров.
2) Комиссия в отличие от Совета, состояла из международных чиновников, но они назначались только при условии единогласного решения состояла из независимых комиссаров. Таким образом Комиссия выступала в роли наднационального органа.
Договором о создании ЕЭС также предусмотрено учреждение:
1) Парламентской ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;
2) Суда Европейских сообществ.
Одновременно
с подписанием римских
В 1965 году был подписан
договор о слиянии советов и комиссий
трёх сообществ.
Также следует
отметить то, что органом наднационального
характера остается Суд
Вывод: В 1957 году были подписаны 2 акта ,сыгравшие важнейшую роль в развитии процессов интеграции. Первый договор о создании Европейского Экономического сообщества, или договора об общем рынке .
Второй договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.
1.3 Европейский Союз на
Европейский Союз включает 27 государств – членов, включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии. Это самый крупный в мире торговый блок.
1 января 1993 года официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств – участников получают также право на Европейское гражданство.
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств – членов европейским институтам.
Союз добивается выполнения поставленных
перед ним целей главным
Европейскому Союзу присуще многообразие культурных различий. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.
Также в экономике Европейского Союза существуют и отрицательные моменты:
Не все государства ЕС полностью урегулировали свои экономические проблемы. Рыночной экономике там не больше десяти лет, не в полной мере стабилизирован курс национальных валют. Так, в Прибалтике, доход на душу населения ниже чем средний по Европе на целых 60 процентов.
Информация о работе Основные предпосылки и этапы развития ЕС