Основные типы объединения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:41, реферат

Описание

Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.

Работа состоит из  1 файл

доклад по экономики.docx

— 38.45 Кб (Скачать документ)

Введение:

Поиск эффективных организационных  форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.

Стремление найти баланс между  преимуществами централизации и  децентрализации управления и ответственности  при объединении компаний приводит к выбору таких организационных  форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между  полностью централизованной корпоративной  структурой и сотрудничеством в  чисто рыночной среде.

Организационные формы объединения  компаний, значительно различающиеся  по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов  и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце  ХХ столетия. Примечательно, что вновь  возникающие организационные формы  не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.

2. Основные типы объединения предприятий.

Сегодня слово «глобализация» постоянно слышно из динамиков телевизоров, не сходит со страниц печатных изданий.

В соответствии с мировыми прогнозами в первой половине XXI в. в  мировой экономике останется 300-600 транснациональных корпораций (ТНК), на долю которых будет приходиться  до 75 % валового мирового продукта. Более 1/3 международных компаний сосредоточат в своих руках контроль над  сферой услуг.

Малые предприятия, характерные  для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке  в виде объединений.

В современных условиях, когда происходят быстрые изменения  в рыночной среде, перед предприятиями  встает проблема выживания при изменении  рыночной конъюнктуры. Для повышения  стойкости организации при неблагоприятном  развитии рыночной конъюнктуры создаются  объединения деловой активности.

Объединения юридических  лиц создаются в целях координации  своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных  интересов.

Объединения предприятий  предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений  в зависимости от целей и организационных  форм могут быть различными.

Согласно законодательству могут создаваться и функционировать  два вида объединения предприятий  и организаций, это: добровольные и  институциональные.

Предприятия имеют право  добровольно объединять свою научно-техническую, производственную, коммерческую и другую деятельность, если это не идет в  разрез антимонопольному законодательству.

Наряду с добровольными  объединениями создаются и функционируют  институциональные объединения, деятельность которых начинается в директивном  порядке со стороны министерств (ведомств) или непосредственно Кабинетом  Министров.

На практике сложились  типы объединений, которые различаются  в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений  между их участниками, степени самостоятельности  входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.

3. Характеристика типов объединений предприятий.

3.1 КАРТЕЛЬ

Картель представляет собой  объединение, как правило, предприятий  одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование  сбыта с помощью установленных  квот, товарных цен, условий реализации.

Для картеля характерно наличие  следующих признаков:

1) договорной характер объединения;

2) сохранение права собственности  участников картеля на свои  предприятия и обеспечиваемая  этим хозяйственная, финансовая  и юридическая самостоятельность; 

3) совместная деятельность  по реализации продукции, которая  может распространяться, хотя и  в ограниченной степени, на  ее производство.

Картели Ї договорное объединение  предприятий (фирмы) одной отрасли  для осуществления совместной коммерческой деятельности (регулирование сбыта  изготовленной продукции).

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Разновидностью картельного объединения является синдикат.

3.2 СИНДИКАТ

Синдикат - разновидность  картельного соглашения, которое  предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Синдикаты Ї организационная  форма существования разновидности  картельного соглашения, которая  предусматривает реализацию продукции  участников через создание совместного  органа сбыта или через сбытовую сеть одного из участников объединения (или для закупки сырья). Такая  форма объединения предприятий  является характерной для отраслей с массовым производством однородной продукции.

3.3 КОНЦЕРН

Концерн - это объединение  самостоятельных предприятий, связанных  посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного  сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в  которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых  взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.

Объединенные в концерн  предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ  или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Концерны Ї это многоотраслевое  акционерное общество, характеризующееся  единством власти и контроля. Концерны объединяют в себе предприятия различных  отраслей, которые вследствие объединения  теряют свою самостоятельность.

Концерн - это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

Концерн - объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность, фактически имеют финансовую зависимость и  контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).

Участники концерна не могут  одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают  полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются  на базе крупных государственных  предприятий и объединений. Такие  предприятия при вхождении в  концерн утрачивают ведомственную  принадлежность.

Концерны - это организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Одной из основных функций  промышленных концернов стала функция  сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным  преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

1) в форме государственных  акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

2) в военно-промышленном  комплексе как государственно-кооперативные  концерны (АНТ);

3) в виде «народных», т.е.  без участия государственных  структур (БУТЭК).

С развитием НТП (научно-технический  прогресс) концерны превращаются в  научно-технические центры с исследовательскими лабораториями. В таких центрах  научные, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

В русском языке слово  концерн чаще всего применяется  по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

Деятельность концерна может  распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens -- электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы  участия в капитале можно выделить два вида концернов:

1) концерн подчинения, организованный  в виде материнской и дочерних компаний;

2) концерн координации,  состоящий из сестринских обществ,  т.е. созданный таким образом,  что отдельные входящие в него  компании производят взаимный  обмен акциями. Тем самым все  члены концерна оказывают взаимное  влияние на проводимую концерном  политику, и в то же время  он остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения  производств по технологической  цепочке, а концерн координации -- в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные  дочерние отделения, представляют собой  международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут  быть как транснациональными, так  и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая  производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут  быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в  сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Различают следующие виды концернов:

1) вертикальные;

2) горизонтальные;

3) смешанные (конгломераты);

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через  производство до сбыта одного определённого  вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы  с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении  современных концернов сыграла  динамика финансовых рынков 60-х, с типично  перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам  скупать компании по заниженным ценам  на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В последние годы в развитых странах образуются транснациональные  концерны. Их цель заключается в  том, чтобы получать высокую прибыль  в странах с низкими налоговыми ставками, а в тех странах, где налоги высокие - аккумулировать меньшую прибыль.

Информация о работе Основные типы объединения предприятий