Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:41, реферат
Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.
Транснациональные концерны
находятся в собственности или
под контролем предпринимателей
одной страны, а многонациональные
концерны имеют международное
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
3.4 ХОЛДИНГ
Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Холдинговые структуры являются
многофакторными комплексными образованиями,
обеспечивающими
Холдинги используют свои средства на приобретение контрольных пакетов акций других предприятий. Объединяемые в холдинги компании имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, но самые существенные вопросы решаются в холдинговой компании. Холдинговая компания занимается только управлением и не ведет хозяйственную деятельность.
Холдинг - объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.
Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над ними.
Компании, входящие в холдинг,
заключают коммерческие сделки от своего
имени. Однако право решения основных
вопросов, относящихся к их деятельности,
принадлежит холдинговой
Преимущества холдингов в том, что они борются с конкурентами объединенностью своих усилий.
Материнская компания в холдинге:
1) разрабатывает общую концепцию развития холдинга;
2) формирует единую стратегию инвестиционной и финансовой деятельности;
3) управляет дочерними предприятиями;
4) выполняет функции сбыта готовой продукции и закупки материальных ресурсов;
5) осуществляет
6) проводит в рамках
объединения внутренние
Но при создании холдингов существует реальная возможность возрождения административных методов управления.
Поэтому менеджмент холдингов заключается преимущественно в смене неэффективного руководства при проведении собрания акционеров и финансовом менеджменте (дивидендная политика, выпуск ценных бумаг и т. д.).
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Характерные черты холдинга
1) концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2) многоступенчатость, то
есть наличие дочерних, внучатых
и прочих родственных компаний.
Нередко холдинг представляет
собой пирамиду, возглавляемую одной
или двумя фирмами, нередко
разной национальной
3) централизация управления
в рамках группы путём
4) выработка единой тактики
и стратегии в глобальном
5) реорганизация компаний
и определение внутренней
6) осуществление межфирменных связей;
7) финансирование
8) предоставление
В форме холдинга, в состав
которого могут входить
Холдинговые компании (системы) включают в себя головную (материнскую) фирму, дочерние фирмы, внучатые фирмы.
Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании. А материнская компания, имея 5% акций дочерних фирм, эффективно контролирует их деятельность.
В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных задач, обеспечивает слаженность действий многих компаний.
Холдинговая компания может
быть зарегистрирована в любой организационно-
Наряду с финансовыми рычагами воздействия используются и другие, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании и представление результатов дочерними компаниями.
В качестве таких инструментов
может быть распределение номенклатуры
выпускаемой продукции и рынков
сбыта между дочерними
В России предусмотрено два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый).
Финансовый - это холдинг, где больше 50% капитала составляют ценные бумаги других предприятий. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности он не имеет права, так как объединяет капиталы, а не предприятия.
Смешанный - характеризуется тем, что его материальная компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Они больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий со сложной деятельностью.
Примеры холдингов России: РосБизнесКонсалтинг, Агрохолдинг, РАО «ЕЭС России», «РАО Газпром», нефтяные компании «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз».
Помимо простых холдингов,
представляющих собой одно материнское
общество и одно либо несколько контролируемых
им дочерних обществ, существуют и более
сложные холдинговые структуры,
в которых дочерние общества сами
выступают в качестве материнских
компаний по отношению к другим компаниям.
При этом материнская компания, стоящая
во главе всей структуры холдинга,
именуется холдинговой
В зависимости от способа
установления контроля головной компании
над дочерними фирмами
1) имущественный холдинг,
в котором материнская
2) договорной холдинг,
в котором у головной компании
нет контрольного пакета акций
дочернего предприятия, а
В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
1) чистый холдинг, в
котором головная компания
2) смешанный холдинг, в
котором головная компания
С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
1) интегрированный холдинг,
в котором предприятия связаны
технологической цепочкой. Данный
тип холдингов получил широкое
распространение в
2) конгломератный холдинг,
который объединяет
В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
1) классический холдинг,
в котором головная компания
контролирует дочерние фирмы
в силу своего преобладающего
участия в их уставном
2) перекрестный холдинг,
при котором предприятия
3.5 КОНГЛОМЕРАТ
Конгломерат (от лат. conglomerates
— скопившийся, собранный) — юридическое
лицо (холдинг), в состав которого входят
компании, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в различных отраслях экономики.
Конгломераты в основном присущи развивающимся
рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская
Америка), в странах БРИК, а также многопрофильным
компаниям.
Как правило, конгломераты образуются
путем поглощения крупной компанией нескольких
десятков мелких и средних фирм различных
отраслей и сфер деятельности, не имеющих
между собой производственных, сбытовых
или других функциональных связей.
Конгломераты являются публичными компаниями,
акции которых торгуются на фондовых биржах.
Акции конгломерата, как правило, торгуются
с дисконтом к чистой стоимости их активов.
Одним из самых известных компаний-конгломератов
является General Electric.
3.6 ТРЕСТ
Трест представляет собой
объединение, в котором различные
предприятия, ранее принадлежащие
разным предпринимателям, сливаются
в единый производственный комплекс,
теряя свою юридическую и хозяйственную
самостоятельность. В тресте объединяются
все стороны хозяйственной
Трест - монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Существуют два способа
объединения в трест: непосредственное
слияние активов отдельных
В заключение можно выделить основные преимущества объединений предприятий:
1) снижение издержек;
2) более высокая квалификация
и специализация управления
3) снижение расходов на информацию и рекламу;
4) более выгодные условия закупки ресурсов и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
· Вихановский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Москва-Экономистъ, 2008.
· Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. Внешнеэкономическая деятельность. Москва-издательский центр Академия.
· http://www.aup.ru/books/m98/
· http://bibliotekar.ru/
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «КузГПА)
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
Тема: Фирма и предприятия, объединяющие предприятия.
Выполнил: ст-т ОФО 4 курса
Группы ДП-09-02
Забара А. В.
Научный руководитель:
Новокузнецк