Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:21, контрольная работа
Предприятие - самостоятельно действующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
I. Основные типы предприятий в Российской предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие и классификация предприятий.
1.2.Сущность и особенности организационно-правовых форм предприятий.
1.3. Холдинги.
1.4. Финансово промышленные группы.
1.5. Государственные корпорации в России.
II. Планирование хозяйственной деятельности предприятия.
2.1. Методы и виды планирования.
2.2. Бизнес-план.
III. «Россия, вперёд!».
1.4. Финансово-промышленной группы (ФПГ).
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.
Причины возникновения финансово-промышленных групп выявил ещё Карл Маркс, описывая процесс слияния промышленного и финансового капитала. Финансово-промышленные группы - объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.
Задачи ФГП:
1) развитие конкурентоспособности отечественных товаров;
2) улучшение инвестиционной ситуации;
3) активизация преобразований в экономике.
В Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.
Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.
Сегодня в мире накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности
В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные и частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. В основном, направления деятельности зарегистрированных групп соответствуют приоритетам, установленным программой содействия созданию ФПГ.
ыражение финансово-промышленные группы в нашей стране получило распространение в середине 90-х годов, означавшее объединение частных банковских и промышленных капиталов в определённых отраслях экономики в противовес прежнему бюджетному финансированию и централизованному планированию развития отдельных отраслей в рамках комплексного развития экономики страны.
Руководство ФПГ занималось лоббированием частных и отраслевых интересов на всех уровнях государственной власти, активно вмешивалось в законотворческий процесс.
Возникшие групповые структуры отличались иерархическим типом построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, данные финансово-промышленные группы отличала вертикальная интеграция в рамках одной отрасли (черная металлургия, лесной сектор, нефтяная промышленность) 3.
Из российских финансово-промышленные групп лишь некоторые могли быть отнесены к категории многонациональных компаний (МНК), причем, как правило, заграничные дочерние предприятия расположены в странах СНГ.
Создание финансово-промышленных групп шло путем приватизации и акционирования государственных предприятий, ранее составлявших основу экономики бывшего Советского Союза.
Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на денежных и залоговых аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями или конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.
Влияние финансово-промышленных групп постепенно сошло на нет с приходом к власти президента В.В. Путина, усилением роли правоохранительных органов и укреплением авторитарных тенденций в руководстве российским государством (создание "вертикали исполнительной власти"), деприватизацией основных отраслей промышленности (нефтяной и газовой) и СМИ.
Крупнейшими финансово-промышленными группами с 1996 по 2002 гг. являлись:
1) Лукойл. Лидер - Вагит Алекперов. Интересы - нефтедобыча и нефтепереработка, транспорт;
2) Менатеп/ЮКОС. Лидер - Михаил Ходорковский. Интересы - нефтедобыча и нефтепереработка, минеральные удобрения, информационные технологии, банковская деятельность;
3) Интеррос. Лидеры - Владимир Потанин, Михаил Прохоров. Интересы - цветная металлургия;
4) Евразхолдинг. Интересы - чёрная металлургия;
5) Альфа-групп. Интересы - нефтяная промышленность;
6) Логоваз/Сибнефть. Лидеры - Борис Березовский, Роман Абрамович. Интересы - телевидение, автомобилестроение, нефтяная промышленность.
А на начало 2006 г. крупнейшими ФПГ были:
1) Газпром;
2) Базовый элемент;
3) Скоростной флот;
4) Интеррос;
5) Росстрой;
6) Нафта-Москва;
7) Ренова;
8) Северсталь-групп;
9) Система (группа) ;
10) Альфа-Групп.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность финансово-промышленные групп, являлся ФЗ N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995г., который в целях прекращения избыточного государственного регулирования деятельности объединений юридических лиц, утратил силу в июне 2007 года: "Признать утратившим силу Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4697) 11 ФЗ «О признании утратившим силу ФЗ «О финансово-промышленных группах» - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2007 г.".
Положения выше указанного ФЗ во многом носили декларативный характер (государственная регистрация финансово-промышленных групп (ФПГ), государственная поддержка ФПГ, контроль за деятельностью ФПГ). Ряд его положений не соответствовал принятым впоследствии нормам Гражданского, Таможенного и Налогового кодексов РФ7.
Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям:
-способу создания,
-инициатору формирования,
-организационному строению,
-форме производственной интеграции,
-масштабам деятельности.
По способу создания все ныне действующие российские ФПГ можно поделить на:
сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);
сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:
-банковские,
-промышленные,
-торговые.
Центром «банковской» ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.
Главным условием возникновения «промышленных» ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.
Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.
Возможны «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.
ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные и конгломераты.
Вертикальные ФПГ - это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях.
Горизонтальные ФПГ - это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию.
Стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.
Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств.
Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.
Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем.
Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членов СНГ
1.5. Государственные корпорации в России.
Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.
Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.
Основные причины создания государственных корпораций определил в своё время гендиректор государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» Александр Турбанов: «есть сферы, где рыночные институты не могут и не стремятся работать, где деятельность, по сути, не прибыльна, а конкуренция отсутствует. И в этих сферах государству для реализации определенных целей политики оказались нужны специальные организации».
Для всех государственных корпораций были сделаны исключения из многих обязательных для остальных компаний законов, а именно:
прибыль госкорпораций не подлежит распределению, а правила раскрытия информации менее жесткие, чем для АО;
для госкорпораций упрощен состав годового отчета, они не обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о финансово-хозяйственной деятельности;
и др.
II. Планирование хозяйственной деятельности предприятия.
2.1. Методы и виды планирования.
Планирование -- это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства.
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Информация о работе Основные типы предприятий в Российской предпринимательской деятельности