Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:11, курс лекций

Описание

Курс лекций для специальности "Финансы и кредит"

Работа состоит из  1 файл

Основы аудита (лекции).doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

      Все стадии проведения выборки и анализ ее результатов аудиторы обязаны  фиксировать в своих рабочих  документах.

 
 

Тема №4. Планирование аудита

      №1. Согласование условий проведения аудита

      ФСА №12 устанавливает единые требования к порядку, в котором условия  проверки должны согласовываться с  аудируемым лицом. В договоренности рекомендуется включать договор  на оказание аудиторских услуг либо предшествующее письмо о проведении аудита.

      Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении  условий проведения аудита. Согласованные  условия необходимо отразить документально  в договоре оказания аудиторских  услуг.

      Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита. Это документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными  условиями задания по проведению аудита. Письмо предназначено для подтверждения сторонами договоренности, достигнутой на переговорах и для понимания взаимных обязательств и ответственности по представлению проверки.

      Целью письма является исключение возможности  неправильного понимания сторонами условия представления договора на проведение аудиторской проверки. Стороны должны одинаково трактовать цели, содержание и характер работ.

      Форма и содержание договора (писем) для  различных аудируемых лиц может  иметь особенности. Как письмо, так  и договор могут содержать обязательную и дополнительную инфо.

      Как правило, в обязательном порядке в договоре оказания аудиторских услуг указывается следующая инфо:

    1. По условиям проверки:
    • Цель аудита, объем аудита, включая ссылки на з/д-во и ФСА
    • Цена проведения аудита либо способ ее определения, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов
    1. По обязательствам аудиторской организации:
    • О форме отчетности по результатам проведенной аудитором работы
    • О наличии риска необнаружения аудитором искажений в связи с ограничениями, свойственными аудиту, а также несовершенством СБУ и СВК аудируемого лица
    1. По обязательствам аудируемого лица:
    • Ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление БФО
    • Об обеспечении свободного доступа к любой инфо, необходимой для проведения аудиторской проверки.

      В договоре (письме) могут быть также  дополнительно указаны:

    1. Договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита
    2. Право аудитора получать от руководства аудируемого лица письменные заявления, сделанные в связи с аудитом
    3. Обязательства руководства аудируемого лица содействовать направлению запроса контрагенту с целью получения инфо, необходимой для проведения аудита
    4. Обязательства руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.
 

      №2. Понимание деятельности аудиторской организации

      ФПСАД №15 + внимательно посмотреть приложение!

      Знать факторы, которые аудитор рассматривает в ходе проверки.

 

      

      №3. Подготовка плана  и программы аудита

      

      а) ПООБЪЕКТНЫЙ

      при данном подходе каждый раздел аудита практически совпадает с данными  БУ по каждому значимому для аудита счету. При таком подходе аудит  каждой хоз. операции приводится без  выявления взаимосвязей между ними на этапе сбора аудиторских доказательств.

      После завершения аудита каждого бухгалтерского счета в целях обобщения инфы необходимо провести анализ взаимосвязей между хоз. операциями

      б) ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД

      проверка  оборотов по счетам осуществляется в разрезе круга, или цикла, хоз. операций, которые являются составной частью основных бизнес-процессов.

      При этом подходе к проверке у одного аудитора фиксируется различная  инфа в рамках одной хоз. операции, отраженной на разных счетах и другим аудиторам нет необходимости ее проверять.

 

   Порядок подготовки аудита по разделу «аудит процесса, или цикла, приобретения»  в рамках сегмента «основные средства»

   Круг  основных хоз. операций, связанных с  поступлением основных средств зависит  от источников их поступления, которые в свою очередь определяют правоотношения, возникающие между контрагентами по поводу поступления данных активов.

   К таким операциям относятся:

      1. поступление основных средств за плату по договору купли/продажи, мены
      2. поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал
      3. поступление основных средств по договору аренды
      4. поступление основных средств по договору лизинга
      5. поступление основных средств по договору дарения и других безвозмездных случаях
      6. принятие к учету ранее неучтенных объектов и т.д.

   Перечисленные укрупненные хоз. операции состоят  из более мелких (частных) операций (формирование первоначальной стоимости, налогов, принятие к учету и т.д.)

   Каждую  такую операцию должен проверить  отдельный аудитор. В программе  аудита должны быть расписаны процедуры, действия аудитора по проверке как основных, так и частных хоз. операций, относящихся к проверяемому сегменту в рамках соответствующего цикла или раздела аудита.

   При этом процедуры проверки целесообразно  группировать в рамках следующих направлений:

        1. проверка соблюдения требований действующего гражданского специального законодательства
        2. проверка правильности отражения операций в БУ
        3. проверка правильности формирования показателей отчетности

   Данные  направления определяются целью  аудиту, а также требованиям ФПСАД №3.

   Кроме того, в программу аудита ФПСАД  №3 рекомендует включать проверяемые  предпосылки проверяемой отчетности по каждой из статей аудита. Следовательно, возможны два подхода к группировке  в программе аудита процедур проверки по разделам и областям проверки:

        1. процедуры проверки группируются по направлениям проверки с указанием предпосылок, которые проверяются в результате осуществления поверки этих процедур
        2. процедуры проверки группируются по предпосылкам подготовки БФО

   Программа проверки операций, связанных с поступлением основных средств, может быть представлена следующим образом:

Код процедуры Перечень направлений  процедур проверки Источники инфы Период проведения исполнитель
1 Проверка соблюдения требований гражданского специального законодательства (предпосылка права и обязанности) Договор, учредительные  документы, по результатам инвентаризации    
2 Проверка правильности отражения операций в БУ      
2.1. Проверить наличие, правильность и своевременность  оформления первичных учетных документов, а также точность содержащихся в них показателей (предпосылки возникновения права и обязанностей, полнота, точность измерения) Первичные учетные  документы по принятию основных средств  к учету     
2.2. Проверить правильность оценки основных средств (стоимостная оценка) Документы, подтверждающие правильность стоимостной оценки    
2.3. Проверить правильность отражения операций в СБУ (предпосылки  полноты, однозначности раскрытия, возникновения) Регистры БУ по счету 01    
3 Проверка правильности формирования отчетных показателей (предпосылки полноты, существования, раскрытия, стоимостной оценки) Регистры ББ и приложения к ББ    

      Тема  №5. Техника и технология аудита

      №1. Рабочие документы  аудитора, их назначение

      Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, исходя из требований ФСА №2.

      Под термином документация понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

      Наличие рабочей документации позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы. На основе рабочей документации аудиторская фирма может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита.

      Рабочие документы должны обеспечивать подтверждение  того, что проверка проведена надлежащим образом, должны раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и  подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Они также должны содержать пояснения о том, что в регистрах БУ отражены (не отражены) совершенные операции в соответствии с действующим з/д-вом РФ. Кроме того, должно быть документальным образом подтверждено, что проверка была надлежащим образом спланирована, реализация плана аудита регулярно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, а также, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

      Рабочие документы должны позволять аудитору, возглавляющему проверку, и руководству аудиторской фирмы оценить работу как группы в целом, так и каждого аудитора по отдельности, и определить, не требуется ли изменить условия проверки в последующих периодах.

      В рабочих документах отражается инфо:

    • О планировании аудиторской работы
    • О характере, временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур и результатах
    • О выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

      Также в рабочих документах должно содержаться  обоснование аудитора всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение вместе с выводами аудитора. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы включаются факты, которые были известны аудитору на момент формирования вывода, и необходимая аргументация.

 

      №2. Виды рабочей документации, порядок хранения и использования

      Объем документации по каждой конкретной аудиторской  проверке определяется аудиторами самостоятельно на основе профессионального мнения. Вместе с тем объем рабочих документов должен быть таков, чтобы на основе данной документации можно было понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

      Рабочая документация состоит из:

    1. Отдельных заполненных таблиц и других подобных рабочих документов
    2. Объяснений, пояснений и заявлений руководителей и исполнительных работников аудируемой организации
    3. Копий, в т.ч. фотокопий, документов проверяемой организации, приложенных к соответствующим формам рабочих документов, составленным аудитором
    4. Других документов, имеющих существенное значение по мнению руководителя проверки или аудиторов, принимающих участие в данной проверке.

      Рабочая документация оформляется в виде бланков, стандартных форм таблиц или в свободном изложении. Стандартная форма рабочих документов должна утверждаться аудиторской фирмой в качестве приложений к внутрифирменному стандарту и может корректироваться по мере необходимости.

      По  каждому разделу или сегменту проверки обычно заполняется отдельный комплект рабочей документации. Форма и содержание рабочих документов определяется такимим факторами как:

    • Характер аудиторского задания
    • Характер деятельности аудируемого лица
    • Необходимость давать указания ассистентам аудитора, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу
    • Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита

      Документы, входящие в состав рабочей документации, по обязательности их составления можно  разделить на обязательные и дополнительные. К обязательным относят:

    1. План проведения аудита и изменения к плану;
    2. Программа проведения аудита и изменения к ней;
    3. Оценка аудиторских рисков и любые корректировки к ним;
    4. Оценка существенности;
    5. Инфо о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
    6. Инфо о юридической или организационной структуре аудируемого лица;
    7. Выдержки или копии необходимых юридических документов и договоров;
    8. Инфо об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
    9. Анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам БУ;
    10. Сведенья об исполнителях, характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
    11. Описание методов проверки, объема и параметров выборки;
    12. Документы, подтверждающие осуществление контроля за работой экспертов;
    13. Подробная инфо в отношении той части проверки, которая выполнялась другой организацией;
    14. Копии сообщений, направляемых другим аудиторам, экспертам, третьим лицам, и полученных от них ответов;
    15. Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам, включая ошибки и необычные обстоятельства, и сведенья о действиях, предпринятых аудитором, в этой связи;
    16. Доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная сотрудниками, осуществлялась под контролем специалистов и была проверена;
    17. Копии БО и аудиторского заключения.

Информация о работе Основы аудита