Основными
стадиями аудиторской проверки являются:
- Планирование
аудита
- Получение
аудиторских доказательств, в т.ч. использование
работы др. лиц и контакты с руководством
аудируемого лица, а также третьими сторонами
- Документирование
аудита
- Обобщение
выводов, формирование мнения о БО
Тема 2.
Организация аудита и методы нормативного
регулирования аудиторской деятельности
№1.
Система нормативного
регулирования аудита
Система
нормативного регулирования аудита
в РФ находится в стадии становления.
Это связано с формированием новой организационно-правовой
структуры аудиторской деятельности в
РФ. В настоящее время в РФ сформирована
5-уровневая система нормативного регулирования:
- ФЗ
«Об аудиторской деятельности» - определяет
место аудита в финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта
в качестве необходимого элемента.
- ФСА,
а также другие постановления правительства,
касающиеся различных сторон аудиторской
деятельности. Основное назначение стандартов
– установление норм аудита, однозначно
интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности, и, прежде всего, арбитражным
судом.
- Методики
аудиторской деятельности, регламентирующие
порядок осуществления аудиторами проверок
применительно к конкретным отраслям
по отдельным вопросам налогообложения
и по специальным аудиторским заданиям.
К этому же уровню могут быть отнесены
правила-стандарты аудиторской деятельности,
одобренные комиссией по аудиторской
деятельности при президенте РФ.
- Внутренние
правила-стандарты аудиторской деятельности,
действующие в профессиональных
аудиторских объединениях. Требования
этих стандартов не могут быть ниже требований
ФСА и не могут противоречить им.
- Документы,
необходимые для реализации ФСА (внутрифирменные
стандарты). Основные направления
разработки внутрифирменных стандартов
могут быть разделены на следующие:
- Стандарты
по внутрифирменному документообороту.
- Стандарты
в области этики поведения аудитора.
- Стандарты
в области методологии проведения проверок
по направлениям аудита (общий, банковский,
страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов,
инвестиционных институтов).
№2.
Органы, регулирующие
аудиторскую деятельность
Регулирование
аудиторской деятельности осуществляет
специально созданная система, в
которую входят следующие органы:
- Уполномоченный
федеральный орган государственного
регулирования, который определяется
Правительством РФ (сейчас – Минфин). Его
функции:
- издание нормативных
правовых актов, регулирующих аудиторскую
деятельность;
- разработка
ФСА;
- организация
системы аттестации, обучения и повышения
квалификации аудиторов в РФ, лицензирование
аудиторской деятельности;
- организация
системы надзора за соблюдением аудиторскими
организациями и индивидуальными аудиторами
лицензионных требований и условий;
- контроль
за соблюдением аудиторскими организациями
и индивидуальными аудиторами ФСА;
- определение
объема и разработка порядка представления
уполномоченному федеральному органу
отчетности аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов;
- ведение государственных
реестров аттестованных аудиторов аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов,
профессиональных аудиторских объединений
и учебно-методических центров, а также
предоставление информации, содержащейся
в реестрах, всем заинтересованным лицам;
- аккредитация
профессиональных аудиторских объединений.
- Совет
по аудиторской деятельности при УФО.
Функции:
- принимает
участие в подготовке и предварительном
рассмотрении основных документов и проектов
решений УФО;
- разрабатывает
ФСА, периодически их пересматривает и
выносит на рассмотрение УФО;
- рассматривает
обращения и ходатайства аккредитованных
профессиональных аудиторских объединений
и вносит соответствующие рекомендации
на рассмотрение УФО.
- Аккредитованные
профессиональные аудиторские
объединения – создаются в целях защиты
профессиональных интересов и координации
действий. Они имеют право:
- участвовать
в аттестации;
- разрабатывать
учебные программы и планы, осуществлять
профессиональную подготовку аудиторов;
- проводить
проверки качества работы аудиторских
организаций или индивидуальных аудиторов,
являющихся их членами;
- применять
меры воздействия к виновным лицам;
- ходатайствовать
о выдаче претендентам квалификационных
аттестатов аудитора;
- ходатайствовать
о приостановлении действия и аннулировании
квалификационного аттестата аудитора
в отношении своих членов;
- ходатайствовать
о выдаче, приостановлении действия и
аннулировании лицензии в отношении своих
членов;
- обращаться
в совет по аудиторской деятельности с
предложениями по регулированию аудиторской
деятельности;
- содействовать
развитию профессии аудитора и повышению
эффективности аудиторской деятельности
в РФ;
- защищать
профессиональные интересы аудиторов
в органах государственной власти РФ,
судах и правоохранительных органах;
- разрабатывать
и издавать литературу и периодические
издания по аудиту и сопутствующим ему
услугам;
- представлять
интересы аудиторов в международных профессиональных
организациях аудиторов.
№3.
Требования к уровню
профессионализма аудиторов
В
соответствии с ФЗ «Об аудиторской
деятельности» претенденты заниматься
аудиторской деятельностью должны
пройти процедуру аттестации. К аттестации
на право осуществлять аудиторскую деятельность
допускаются лица, имеющие базовое образование
и практический опыт работы. Базовое образование
предполагает наличие высшего экономического
или юридического образования, полученного
в российском образовательном учреждении,
имеющем государственную аккредитацию.
Практический опыт определяется стажем
работы по экономической или юридической
специальности не менее 3 лет.
Последняя
новость: до 1.07.06 аудиторская деятельность
подлежит обязательному лицензированию
№4.
Правовые формы предпринимательской
деятельности в аудите
В
РФ аудиторской деятельностью имеют
право заниматься ФЛ (индивидуальные
аудиторы) и ЮЛ (аудиторские организации).
ФЛ
имеют право осуществлять аудиторскую
деятельность самостоятельно при условии,
что они прошли процедуру аттестации и
имеют квалификационный аттестат аудитора.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять
аудиторскую деятельность, в т.ч. оказывать
сопутствующие услуги, но не вправе проводить
обязательную ежегодную аудиторскую поверку.
Аудиторская
организация – это коммерческая
организация, которая может создаваться
в любой организационно-правовой
форме, за исключением ОАО. В аудиторской
организации не менее 50% кадрового
состава должны составлять граждане
РФ, постоянно проживающие на территории
РФ. В случае, если руководитель – иностранный
гражданин, то не менее 75%. В штате аудиторской
организации должно состоять не менее
5 аттестованных аудиторов.
№5.
Виды аудиторских
проверок и аудиторских
услуг
Выделяют
следующие виды аудита:
- подтверждающий
(подтверждение хоз. операции)
- системно-ориентированный
(проверка организации и функционирования
СВК проверяемого предприятия. Если организовано
достаточно правильно, то аудиторы могут
ограничиться выборочной проверкой отдельных
объектов)
- аудит, базирующийся
на риске (проведение более глубокой проверки
тех областей финансово-хозяйственной
деятельности организации, где более высок
возможный риск возникновения ошибок
и нарушений. Следовательно, области с
низким риском проверяются выборочно
с целью сокращения издержек и времени)
- инициативный
- обязательный
Обязательный
аудит - ежегодная обязательная аудиторская
проверка ведения БУ и ФО организации
или индивидуального предпринимателя.
Обязательный
аудит осуществляется в случаях,
если:
- организация
имеет организационно-правовую форму
ОАО;
- организация
является кредитной организацией, бюро
кредитных историй, страховой организацией
или обществом взаимного страхования,
товарной или фондовой биржей, инвестиционным
фондом, государственным внебюджетным
фондом;
- объем выручки
организации или индивидуального предпринимателя
от реализации продукции (выполнения работ,
оказания услуг) за один год превышает
в 500 тысяч раз установленный МРОТ или
сумма активов баланса превышает на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный
МРОТ;
- организация
является государственным унитарным предприятием,
муниципальным унитарным предприятием,
основанным на праве хозяйственного ведения,
если финансовые показатели его деятельности
соответствуют пункту 3;
- обязательный
аудит в отношении этих организаций или
индивидуальных предпринимателей предусмотрен
федеральным законом.
Инициативный
аудит проводится по добровольному
желанию экономического субъекта (по решению
собрания, по желанию одного из учредителей,
по решению руководства).
- по
сфере деятельности
субъектов
- общий
- банковский
- страховой
- биржевой
- внебюджетных
фондов
- инвестиционных
институтов
- исходя
из статуса аудитора
- внешний (на
основе договорных трудовых норм)
- внутренний
(оценка эффективности функционирования
системы управления предприятием)
Внутренний
аудит - это независимая деятельность
в организации по проверке и оценке ее
работы в интересах руководителей. Цель
его - помочь сотрудникам организации
эффективно выполнять свои функции. Задачи
внутреннего аудита:
- внутриведомственный
контроль за работой предприятия;
- проверка
функционирования системы производства
по экономическим показателям;
- анализ причин
недостаточно эффективной работы системы
управления производством и реализацией;
- оценка ликвидности
и рентабельности фирмы;
- рекомендации
по улучшению работы фирмы.
- операционный
(проверка эффективности функционирования
фирмы и деятельности администрации)
- аудит на
соответствие (контроль за соблюдением
персоналом законодательства, норм, инструкций,
внутренних положений и правил)
- аудит финансовой
отчетности (оценка ее достоверности)
- первоначальный
(проведение аудитором проверки данной
организации впервые)
- периодический,
повторяющийся, согласованный (повторные
договорные отношения. Аудиторская организация
одна, но состав аудиторской группы должен
меняться каждый раз, чтобы аудит был независимым)
Аудиторская
организация может оказывать
все другие сопутствующие аудиту
услуги.
Под
сопутствующими аудиту
услугами понимается:
- постановка,
восстановление и ведение бухгалтерского
учета, составление финансовой (бухгалтерской)
отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое
консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной
деятельности организаций и индивидуальных
предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
- управленческое
консультирование, в том числе связанное
с реструктуризацией организаций;
- правовое
консультирование, а также представительство
в судебных и налоговых органах по налоговым
и таможенным спорам;
- автоматизация
бухгалтерского учета и внедрение информационных
технологий;
- оценка стоимости
имущества, оценка предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских
рисков;
- разработка
и анализ инвестиционных проектов, составление
бизнес-планов;
- проведение
маркетинговых исследований;
- проведение
научно-исследовательских и экспериментальных
работ в области, связанной с аудиторской
деятельностью, и распространение их результатов,
в том числе на бумажных и электронных
носителях;
- обучение
специалистов в областях, связанных с
аудиторской деятельностью и др.