Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа
Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами – традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике – это веление времени.
Введение…………………………………………………………..……2
Глава 1. Теоретические основы горизонтальной и вертикальной интеграции
1.1. Интеграционная стратегия предприятия……………………5
1.2. Понятие вертикальной интеграции………………………………12
1.3. Понятие горизонтальной интеграции……………………………15
Глава 2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции
2.1. Деятельность и стратегия развития ЗАО «Торговый дом «Перекресток» ……………………………………………………………..17
2.2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции………………………………………..…………………….20
Заключение………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………….…………………23
Распределение перечисленных методов влияния на принятие решений (коммуникация, лоббирование, интеграция) по объектам, где принимается решение, представлено ниже.
Таблица №1.
Зависимость объекта влияния от данного предприятия |
Значимость индивидуального решения объекта |
Форма осуществления влияния |
Слабая или отсутствует |
Низкая |
Коммуникативная |
Слабая или отсутствует |
Высокая |
Лоббистская |
Значительная |
Низкая |
Коммуникативная |
Значительная |
Высокая |
Интеграционная |
Если объект почти не зависит от данного предприятия (например, если речь идет об индивидуальных предпочтениях покупателя), причем для предприятия имеет значение лишь массовое или групповое поведение объектов, то наилучшим средством влияния является коммуникация. Если объект незначительно зависит от предприятия, но его индивидуальное решение существенно влияет на деятельность некоторого другого, интересующего нас объекта, следует применять лоббирование. Если зависимость объекта и завода носит пусть не симметричный, но обоюдный характер, то наилучшую форму взаимодействия следует искать в рамках интеграционных процессов.
Сформулируем общее
Иными словами, отношения чистой конкуренции при интеграции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения заменяются внутрифирменными поставками.
Особое значение имеет
интеграция для предприятий
В настоящее время движение
более половины мирового валового продукта
по цепочке добавленной стоимости
и его реализация происходят не в
структуре рыночных, а в структуре
интеграционных связей. Роль интеграционных
связей особенно велика в нашей стране,
где процессы распада являются по-прежнему
преобладающими. К сожалению, процессы
разрушительного плана в
В практике функционирования фирм развитых стран индустриального и постиндустриального уровня процессы формирования и динамики организационно-функциональных структур носили естественный характер и диктовались потребностями наиболее эффективного достижения экономических результатов. Целесообразно проанализировать основные черты этих процессов, чтобы сформировать представление о возможных направлениях усилий.
Наименьшей организационной
единицей в экономике является предприятие
(фирма). Взаимоотношения между
Практика становления современного производства в течение 200–300 лет доказала необходимость организации производства именно в форме предприятий. Поиск оптимального пути организации экономики в условиях естественного развития индустриального общества привел к понятию интеграции как обобщающего процесса установления наиболее эффективной организационно-функциональной и управленческой структуры. Речь идет не о централизации или децентрализации управления, а о полной системе взаимоотношений между экономическими субъектами всех трех уровней: работниками, предприятиями, государственными институтами (органами). В разных странах степень и характер интеграции товаропроизводителей и потребителей различаются, каждая страна в выборе наилучших путей ориентируется на национальные традиции, национальную психологию, достигнутый уровень развития экономики и наиболее настоятельные экономические проблемы.
Целями и преимуществами интеграции являются:
- снижение уровня
- ограничение конкуренции
(такую возможность
- облегчение диффузии технологических новшеств;
- снижение издержек (в
частности, могут сокращаться
транспортные расходы,
В литературе по организации бизнеса обычно выделяются два типа интеграции – вертикальная и горизонтальная.
1.2. Понятие вертикальной интеграции.
Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).
Речь идет об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек (или, иными словами, цепочек добавленной стоимости). Различают прямую и обратную вертикальную интеграцию.
Прямая вертикальная интеграция
защищает покупателей или сеть распределения
и гарантирует покупку
Преимущества:
Возникают новые возможности
экономии, которые могут быть
реализованы. Сюда включаются
лучшая координация и
Вертикальная интеграция
должна гарантировать
Она может предоставить
компании больший простор для
участия в стратегии
Этот путь позволяет
противостоять значительной
Вертикальная интеграция
может позволить компании
Вертикальная интеграция
может иметь технологические
преимущества в связи с тем,
что приобретающая организация
получит лучшее понимание
Недостатки:
В вертикальной интеграции
заложена тенденция к росту
пропорции постоянных затрат. Это
происходит в связи с тем,
что компания должна покрывать
постоянные затраты, связанные
с обратной или прямой
Вертикальная интеграция
может привести к меньшей
Она также может
создать значительные
Существует необходимость
поддерживать в равновесии
Деятельность современных компаний протекает в условиях быстро меняющейся конкурентной среды, что обусловлено процессами глобализации, либерализацией рынков, а также технологическим прогрессом. Успех деятельности компании в такой ситуации во многом зависит от эффективности взаимодействия с другими компаниями на различных стадиях создания и продвижения конечного продукта или услуги к конечному потребителю, другими словами, от эффективности вертикальной интеграции.
В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация. Кратко их смысл можно охарактеризовать следующим образом.
Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.
Группировка – создание
из интегрируемых предприятий и
основной компании группы, связанной
либо взаимными отношениями
Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору.
Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.
В последнее время в мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать как предельный случай интеграции.
Каждая из форм и методов интеграции имеет свои достоинства и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии развития предприятия в современной экономике.
1.3.Понятие горизонтальной интеграции.
Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними “по горизонтали”, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.
Горизонтальная интеграция. Наиболее типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка вследствие слияния придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода. Можно привести ряд характерных причин, которые способствуют избранию стратегии горизонтальной интеграции, среди них отметим следующие:
-горизонтальная интеграция может быть связана с характеристиками роста в отрасли производства (например, быстрый рост);
Информация о работе Основы горизонтальной и вертикальной интеграции