Основы горизонтальной и вертикальной интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами – традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике – это веление времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……2
Глава 1. Теоретические основы горизонтальной и вертикальной интеграции
1.1. Интеграционная стратегия предприятия……………………5
1.2. Понятие вертикальной интеграции………………………………12
1.3. Понятие горизонтальной интеграции……………………………15
Глава 2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции
2.1. Деятельность и стратегия развития ЗАО «Торговый дом «Перекресток» ……………………………………………………………..17
2.2. Характеристика ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по формам и видам интеграции………………………………………..…………………….20
Заключение………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………….…………………23

Работа состоит из  1 файл

интеграция.docx

— 44.29 Кб (Скачать документ)

Распределение перечисленных  методов влияния на принятие решений (коммуникация, лоббирование, интеграция) по объектам, где принимается решение, представлено ниже.

Таблица №1.

Зависимость объекта влияния  от данного предприятия

Значимость индивидуального  решения объекта

Форма осуществления влияния

Слабая или отсутствует

Низкая

Коммуникативная

Слабая или отсутствует

Высокая

Лоббистская

Значительная

Низкая

Коммуникативная

Значительная

Высокая

Интеграционная


 

Если объект почти не зависит  от данного предприятия (например, если речь идет об индивидуальных предпочтениях  покупателя), причем для предприятия имеет значение лишь массовое или групповое поведение объектов, то наилучшим средством влияния является коммуникация. Если объект незначительно зависит от предприятия, но его индивидуальное решение существенно влияет на деятельность некоторого другого, интересующего нас объекта, следует применять лоббирование. Если зависимость объекта и завода носит пусть не симметричный, но обоюдный характер, то наилучшую форму взаимодействия следует искать в рамках интеграционных процессов.

Сформулируем общее определение  экономической интеграции. Под интеграцией  понимается установление таких взаимоотношений  между предприятиями (юридическими лицами), которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей  интегрирующего и интегрируемого предприятий.

Иными словами, отношения  чистой конкуренции при интеграции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого  взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения  заменяются внутрифирменными поставками.

Особое значение имеет  интеграция для предприятий технологического типа. Если предприятие имеет рыночный или маркетинговый тип, ориентируется  на быстро меняющиеся потребности рынка, то основным критерием его деятельности служит прибыль от реализации продукции  или услуг на рынке (независимо от того, является ли этот рынок потребительским  или производственным). Для таких  предприятий рыночное движение товара и получение оплаты – естественный способ общения с внешней средой. Если же предприятие строит стратегию  на использовании определенной технологии, изменение которой может быть осуществлено лишь при значительных затратах времени и ресурсов, то границы рынка для него должны быть отодвинуты как можно дальше. Это позволяет устранить неопределенность, подготовить производство к прогрессивным технологическим сдвигам, улучшать качество продукции.

В настоящее время движение более половины мирового валового продукта по цепочке добавленной стоимости  и его реализация происходят не в  структуре рыночных, а в структуре  интеграционных связей. Роль интеграционных связей особенно велика в нашей стране, где процессы распада являются по-прежнему преобладающими. К сожалению, процессы разрушительного плана в отличие  от созидательных имеют естественную тенденцию к распространению во времени и пространстве.

В практике функционирования фирм развитых стран индустриального  и постиндустриального уровня процессы формирования и динамики организационно-функциональных структур носили естественный характер и диктовались потребностями  наиболее эффективного достижения экономических  результатов. Целесообразно проанализировать основные черты этих процессов, чтобы  сформировать представление о возможных  направлениях усилий.

Наименьшей организационной  единицей в экономике является предприятие (фирма). Взаимоотношения между производителями  и потребителями продукции внутри предприятия отличаются от взаимоотношений  между произвольными экономическими агентами. Внутри предприятия отсутствует  в полном виде акт купли-продажи, передвижение продуктов происходит не на основе сделок (продаж), а на основе выполнения добровольно принятых на себя каждым работником предприятия  при его найме обязательств сотрудничества. Процессы внутреннего товародвижения носят принципиально нерыночный характер (нет свободы выбора покупателей  и продавцов, свободного ценообразования, установления произвольных условий  передачи продукта и т.д.).

Практика становления  современного производства в течение 200–300 лет доказала необходимость  организации производства именно в  форме предприятий. Поиск оптимального пути организации экономики в  условиях естественного развития индустриального общества привел к понятию интеграции как обобщающего процесса установления наиболее эффективной организационно-функциональной и управленческой структуры. Речь идет не о централизации или децентрализации управления, а о полной системе взаимоотношений между экономическими субъектами всех трех уровней: работниками, предприятиями, государственными институтами (органами). В разных странах степень и характер интеграции товаропроизводителей и потребителей различаются, каждая страна в выборе наилучших путей ориентируется на национальные традиции, национальную психологию, достигнутый уровень развития экономики и наиболее настоятельные экономические проблемы.

Целями и преимуществами интеграции являются:

- снижение уровня неопределенности  в снабжении и сбыте (заметим,  что это относится не только  к предприятию, осуществляющему  интеграцию (интегратору), но и к  интегрируемому предприятию);

- ограничение конкуренции  (такую возможность предоставляет  не только горизонтальная, но  и вертикальная интеграция: влияние  фирмы-интегратора на фирму-потребителя  может воспрепятствовать ее контактам  с другими возможными поставщиками  для этой фирмы);

- облегчение диффузии  технологических новшеств;

- снижение издержек (в  частности, могут сокращаться  транспортные расходы, расширяться  масштабы производства при уменьшении  удельных условно-постоянных расходов).

В литературе по организации  бизнеса обычно выделяются два типа интеграции – вертикальная и горизонтальная.

 

 

 

 

 

    1.2.  Понятие вертикальной интеграции.

Под вертикальной интеграцией  понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится  также интеграция производства и  сети сбытовых предприятий (точек).

Речь идет об укреплении связей между смежными звеньями технологической  и распределительно-сбытовой цепочек (или, иными словами, цепочек добавленной  стоимости). Различают прямую и обратную вертикальную интеграцию.

Прямая вертикальная интеграция защищает покупателей или сеть распределения  и гарантирует покупку продукции. Обратная вертикальная интеграция нацелена на закрепление поставщиков, поставляющих продукцию по более низким ценам, чем у конкурентов. Вертикальная интеграция также обладает рядом  преимуществ и недостатков, некоторые  из них приведены ниже.

 Преимущества:

 Возникают новые возможности  экономии, которые могут быть  реализованы. Сюда включаются  лучшая координация и управление, снижение расходов на погрузку-разгрузку  и транспортировку, лучшее использование  площадей, мощностей, более легкий  сбор информации о рынке, сокращение  переговоров с поставщиками, меньшие  расходы на осуществление сделок  и выгоды от стабильных связей.

 Вертикальная интеграция  должна гарантировать организации  поставки в более жесткие сроки  и, наоборот, продажу ее продукции  в периоды низкого спроса.

 Она может предоставить  компании больший простор для  участия в стратегии дифференциации. Это происходит потому, что она  контролирует большую часть цепочки  создания ценности, что может  дать больше возможностей для  дифференциации.

 Этот путь позволяет  противостоять значительной рыночной  власти поставщиков и покупателей. 

 Вертикальная интеграция  может позволить компании повысить  общую прибыль на вложения, если  предложенный вариант предполагает  отдачу большую, чем альтернативная  цена капитала компании.

 Вертикальная интеграция  может иметь технологические  преимущества в связи с тем,  что приобретающая организация  получит лучшее понимание технологии, что может быть основополагающим  для успеха деятельности и  конкурентного преимущества.

 Недостатки:

 В вертикальной интеграции  заложена тенденция к росту  пропорции постоянных затрат. Это  происходит в связи с тем,  что компания должна покрывать  постоянные затраты, связанные  с обратной или прямой интеграцией.  Последствием такой возросшей  операционной зависимости является  то, что риск предприятия будет  выше.

 Вертикальная интеграция  может привести к меньшей гибкости  в принятии решений в связи  с изменениями внешней среды.  Это возникает потому, что конкурентное  преимущество компании связано  с конкурентоспособностью поставщиков  или покупателей, включаемых в  процесс интеграции.

 Она также может  создать значительные препятствия  для выхода, так как повышает  степень привязанности активов  компании. Их будет гораздо труднее  продать в случае спада. 

 Существует необходимость  поддерживать в равновесии начальные  и конечные этапы основной

Деятельность современных  компаний протекает в условиях быстро меняющейся конкурентной среды, что  обусловлено процессами глобализации, либерализацией рынков, а также технологическим  прогрессом. Успех деятельности компании в такой ситуации во многом зависит  от эффективности взаимодействия с  другими компаниями на различных  стадиях создания и продвижения конечного продукта или услуги к конечному потребителю, другими словами, от эффективности вертикальной интеграции.

В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация. Кратко их смысл можно охарактеризовать следующим образом.

Консолидация – включение  интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.

Группировка – создание из интегрируемых предприятий и  основной компании группы, связанной  либо взаимными отношениями собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими  связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных  услуг (разработка технологии, социально-бытовое  обеспечение, информационно-рекламное  обслуживание и т.д.).

Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору.

Целевая пролонгация –  достижение интеграции за счет целенаправленного  сознательного продления срока  договоров о поставке (порой в  ущерб рыночной конъюнктуре) с целью  формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

В последнее время в  мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать  как предельный случай интеграции.

Каждая из форм и методов  интеграции имеет свои достоинства  и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии  развития предприятия в современной  экономике.

 

 

1.3.Понятие горизонтальной  интеграции.

Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание  тесного взаимодействия между ними “по горизонтали”, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих  однородную продукцию и применяющих  сходные технологии.

Горизонтальная интеграция. Наиболее типичным образом стратегия  горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или  сливается с основным конкурентом  или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости. Однако при этом две организации  могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка  вследствие слияния придает фирме  новые конкурентные преимущества, а  в долговременной перспективе сулит  существенное увеличение дохода. Можно  привести ряд характерных причин, которые способствуют избранию стратегии  горизонтальной интеграции, среди них  отметим следующие:

 -горизонтальная интеграция может быть связана с характеристиками роста в отрасли производства (например, быстрый рост);

Информация о работе Основы горизонтальной и вертикальной интеграции