Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Анализ роли государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране. Цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики
§1.1. Понятие рынка
§1.2. Условия и причины возникновения рынка
§1.3. Функции рынка
§1.4. Понятие рыночной экономики
§1.5. Преимущества и недостатки рынка
Глава 2 Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
§2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура, механизм функционирования
§2.3. Особенности экономической деятельности организаций социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение Стр. 2
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики.
  §1.1. Понятие рынка. Стр. 3
  §1.2. Условия и причины возникновения рынка. Стр. 6
  §1.3. Функции рынка. Стр. 8
  §1.4. Понятие рыночной экономики. Стр. 11
  §1.5. Преимущества и недостатки рынка. Стр. 13
Глава 2 Основы  экономики и управления организациями  социальной защиты в Российской Федерации.
  §2.1. Социально-ориентированное государство цели,

         задачи, функции

Стр. 18
  §2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура,

         механизм функционирования

Стр. 25
  §2.3. Особенности экономической деятельности

         организаций социальной защиты

Стр. 33
Заключение Стр. 38
Список  использованной литературы Стр. 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность выбранной для данной курсовой работы темы заключается в том, что деятельность государственной системы социальной защиты населения в Российской Федерации направлена на оказание услуг по поддержанию благосостояния населения на безвозмездной основе, а с экономической точки зрения деятельность такого рода организаций является затратной. С другой стороны рыночные отношения в чистом виде не способны решить социальные проблемы, а наоборот создают благоприятные условия для появления социального расслоения, усиливают социальную напряженность.

      Объектом  исследования курсовой работы стала роль государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране.

      Предметом исследования являются теоретические основы рыночной экономики и системы социальной защиты, а также их практическая значимость и применение.

      Целью курсовой работы является определение экономических основ в управлении организациями системы социальной защиты в Российской Федерации.

      Задачи:

  1. Дать общую характеристику понятиям «рынок» и «рыночная экономика».
  2. Определить преимущества и недостатки рынка.
  3. Определить цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.
  4. Разобраться в понятии «социальная сфера общества».
  5. Понять особенности экономической деятельности организаций социальной защиты.

      Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1

Общая характеристика рынка  и рыночной экономики.

      В ходе развития товарного хозяйства  формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения. 

§1.1. Понятие рынка.

      В современной экономической литературе можно встретить самые различные  определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких  выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

      Первое  и самое обыденное определение  утверждало, что рынок – это  площадь, публичное место купли-продажи  товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались  попытки ввести в понятие рынка  фактор ценообразования.

      Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.

      Английский  экономист XIX в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара.

      Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.

      Британская  энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации.

      Выдающийся  экономист, лауреат Нобелевской  премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

  • рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;
  • рынок – это система отношений между спросом и предложением;
  • рынок – это совокупность отношений товарного обмена;
  • рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

      Итак, обобщая, имеющуюся информацию, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

      Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

      Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.

      Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим  свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются  товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют. 
 
 
 

      §1.2. Условия и причины возникновения рынка.

      В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

  • потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
  • ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и  других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;
  • общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
  • экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, государственные предприятия и т.д.).
  • самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

      Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение  и становление рынка – это  не результат достижение разума, а  следствие очень длительного  исторического развития. 
 

§1.3. Функции рынка

      Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.

    Рис. 1. Функции рынка

 

      Функции бывают:

      1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

      Стихийно  протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

      2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

      3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Информация о работе Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации