Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Анализ роли государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране. Цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики
§1.1. Понятие рынка
§1.2. Условия и причины возникновения рынка
§1.3. Функции рынка
§1.4. Понятие рыночной экономики
§1.5. Преимущества и недостатки рынка
Глава 2 Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
§2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура, механизм функционирования
§2.3. Особенности экономической деятельности организаций социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

    Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества.

    У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

      Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

      Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

      В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом.

      Прежде  всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и  многих других социально ориентированных  сфер.

      В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

      Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики. 

Глава 2

Основы  экономики и управления организациями 

социальной  защиты в Российской Федерации

      Рассматривая  экономические основы государственной системы социальной защиты, следует учитывать специфику функционирования социального государства рыночного типа. Дело в том, что до 90-х годов прошлого века в России господствовала социалистическая идеология, которая рассматривала российский народ как хозяина всех природных богатств, материальных и нематериальных средств производства, поэтому забота о его физическом и духовном здоровье строилась на безвозмездной основе. Образование, культура и здравоохранение, социальная помощь оказывалась населению бесплатно, а финансирование деятельности социальных учреждений происходило за счет государства.

      Переход к рыночным условиям хозяйствования резко изменил характер социально-экономических  отношений в стране. Фабрики и заводы обрели реальных хозяев, которые перестали отчислять большую часть прибыли государству, и социальные учреждения остались без финансовой поддержки, что привело к их быстрому разрушению и деградации. Ориентируясь на опыт содержания социальной сферы в зарубежных странах, российское правительство приступило к формированию собственной социальной политики. 

§2.1. Социально-ориентированное  государство цели, задачи, функции

      Понятие социального государства

       Для того, чтобы  разобраться в экономических  механизмах функционирования социальных учреждений, прежде всего, нужно выяснить что же собой представляет социальное государство, как происходит в нем взаимодействие экономической и социальной подсистем. Затем следует рассмотреть общие закономерности экономической деятельности разнообразных социальных учреждений.

      

    

    

    

      
 

Рис. 2. Схема взаимодействия экономической и  социальной подсистем  в социальном государстве 

      В Конституции России, принятой в декабре 1993 г., ст. 7 записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная цель такого государства заключается в проведении сильной социальной политики в интересах большинства народа.

      Следует отметить, что любое государство  считается социальным, поскольку его основу составляет население, т.е. определенный социум. Но не всякое государство ставит в основу своего существования социальные приоритеты общественного развития. Особенность, уникальность роли современного государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

      Несмотря  на провозглашение социального государства, практическая реализация социального механизма его функционирования в России сталкивается с большим количеством проблем, поэтому следует иметь четкое представление о том, что же собой представляет социальное государство рыночного типа. Для этого важно рассмотреть основные признаки и исторически сложившие модели социального государства.

      Идея  социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйствования, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества

      Итак, основными признаками социально-ориентированного государства являются:

  1. Правовая природа осуществления социальной политики.
  2. Признание ответственности государства за уровень благосостояния своих граждан.
  3. Наличие систем социальной защиты и социального обеспечения.
  4. Социальная поддержка основывается на всеобщей доступности для населения.

      5. Наличие системы обеспечения  занятости, системы социального  страхования и других социальных услуг.

      6. Наличие доступного здравоохранения  и образования.

      7. Наличие институтов гражданского  общества.

      Рассмотрим  теоретические предпосылки построения социального государства, основой которого является социально-экономическое развитие общества.

      Долгое  время считалось, что уровень экономического развития государства обеспечивает высокое качество жизни населения, но это положение оказалось неверным. В настоящее время все больше происходит осознание взаимозависимости экономического и социального развития государства. Развитие современной управленческой науки пришло к осознанию того факта, что высокое качество жизни населения – это не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем.

      Рассмотрим  схему функционирования социального  государства, основными элементами которого являются социальная сфера  общественной жизни и экономическая  среда, обуславливающие развитие друг друга.

      Социальная  сфера представляет собой совокупность различных видов, функций и организационных форм социальной деятельности, общей целью которых является обеспечение развития человека и удовлетворение его потребностей. Она является подсистемой общества, выступающей объектом управления со стороны социального государства. В ее содержание входят предметно-вещественные, человеческие, институциональные, духовные и иные компоненты.

      Экономическая среда определяется экономическим отношениями в обществе и включает материально-производственные отрасли, финансовый, трудовой и товарный рынки, которые создают материальную базу для экономического роста.

       

      

    Рис. 3. Схема взаимосвязи экономической среды и социальной сферы 

      Социальная  сфера и экономическая среда во взаимосвязи позволяют создать и  привести в действие механизм регулирования социальной рыночной экономики, направленной на повышение уровня и качества жизни всех граждан.

    

    

    

    

      
 

    

    

      

      

      

      

    

    

    
 

  Рис. 2. Содержание связей между экономической средой и социальной сферой 
 

      Принципы  формирования социального  государства

      Согласно  мнению д.э.н. Григория Эммануиловича  Слезингера, взаимная ответственность социального государства и его граждан предполагает формирование социальной экономики, гармонически сочетающей общегосударственные интересы с интересами различных слоев и групп населения. Следовательно, нужно остановиться на понятии социальной экономики.

      Под социальной экономикой следует понимать экономику, характеризующуюся следующими признаками:

      1. Это должна быть рыночная экономика,  развивающаяся под воздействием  закона стоимости в единстве его проявлений – закона спроса и предложения, закона денежного обращения, взаимной связи цен и благосостояния общества (Эрнста Энгеля).

      2. Экономика должна быть направлена на достижение достойного уровня жизни населения страны.

      3. Экономика должна быть устойчивой  и непрерывно развивающейся.

      К основным принципам функционирования социальной экономики и социального государства относятся:

      1. Единство экономической и социальной политики.

      2. Разграничение и интеграция элементов социальной экономики на микро-, мезо- и макроуровнях.

      3. Формирование и  развитие социального  партнерства между  субъектами труда,  капитала, политики как необходимое условие социально-экономического роста.

        Реализация  рассмотренных принципов формирования и функционирования социальной экономики требует проработки теоретического подхода к разграничению роли государства, общественных организаций и субъектов хозяйствования в этом направлении. В статье Р.С. Гринберга и А.Я. Рубинштейна «К теории рационального поведения государства в современной экономике» авторами рассмотрены три принципа такого разделения:

  • Социальная мотивация, которая состоит в том, что на рынке в качестве субъектов действуют одновременно индивидуумы, их общности и общество в целом, каждый из которых реализует свои собственные интересы, причем интерес государства не сводим к потребностям индивидуумов, а всегда связан с удовлетворением общественных потребностей.
  • Социальный иммунитет определяет работу механизма выявления и формирования несводимых потребностей, присущих обществу в целом, к которым авторы относят безопасность, здоровье и культуру нации, поддержку структурных образований в экономике, регулирование занятости и денежного обращения и т.п.
  • Социальная полезность устанавливает наличие специфических потребностей общества, которые не реализуются в процессе индивидуального потребления благ, в результате чего механизм социального иммунитета выявляет общественный интерес, присваивать отдельным благам социальную полезность.

Информация о работе Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации