Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа
Анализ роли государства в регулировании взаимодействия рыночной экономики и системы социальной защиты в нашей стране. Цели, задачи и функции социально-ориентированного государства.
Введение
Глава 1 Общая характеристика рынка и рыночной экономики
§1.1. Понятие рынка
§1.2. Условия и причины возникновения рынка
§1.3. Функции рынка
§1.4. Понятие рыночной экономики
§1.5. Преимущества и недостатки рынка
Глава 2 Основы экономики и управления организациями социальной защиты в Российской Федерации
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
§2.2. Социальная сфера общества: понятие, структура, механизм функционирования
§2.3. Особенности экономической деятельности организаций социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы
Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества.
У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом.
Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
Здесь
особенно важны меры государственного
регулирования хозяйства путем перераспределения
средств в пользу тех сфер общественной
жизни, которые не могут быть обеспечены
чисто рыночными источниками, а также
меры социальной политики.
Глава 2
Основы экономики и управления организациями
социальной защиты в Российской Федерации
Рассматривая экономические основы государственной системы социальной защиты, следует учитывать специфику функционирования социального государства рыночного типа. Дело в том, что до 90-х годов прошлого века в России господствовала социалистическая идеология, которая рассматривала российский народ как хозяина всех природных богатств, материальных и нематериальных средств производства, поэтому забота о его физическом и духовном здоровье строилась на безвозмездной основе. Образование, культура и здравоохранение, социальная помощь оказывалась населению бесплатно, а финансирование деятельности социальных учреждений происходило за счет государства.
Переход
к рыночным условиям хозяйствования
резко изменил характер социально-экономических
отношений в стране. Фабрики и заводы
обрели реальных хозяев, которые перестали
отчислять большую часть прибыли государству,
и социальные учреждения остались без
финансовой поддержки, что привело к их
быстрому разрушению и деградации. Ориентируясь
на опыт содержания социальной сферы в
зарубежных странах, российское правительство
приступило к формированию собственной
социальной политики.
§2.1. Социально-ориентированное государство цели, задачи, функции
Понятие социального государства
Для того, чтобы разобраться в экономических механизмах функционирования социальных учреждений, прежде всего, нужно выяснить что же собой представляет социальное государство, как происходит в нем взаимодействие экономической и социальной подсистем. Затем следует рассмотреть общие закономерности экономической деятельности разнообразных социальных учреждений.
Рис. 2.
Схема взаимодействия
экономической и
социальной подсистем
в социальном государстве
В Конституции России, принятой в декабре 1993 г., ст. 7 записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная цель такого государства заключается в проведении сильной социальной политики в интересах большинства народа.
Следует отметить, что любое государство считается социальным, поскольку его основу составляет население, т.е. определенный социум. Но не всякое государство ставит в основу своего существования социальные приоритеты общественного развития. Особенность, уникальность роли современного государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.
Несмотря на провозглашение социального государства, практическая реализация социального механизма его функционирования в России сталкивается с большим количеством проблем, поэтому следует иметь четкое представление о том, что же собой представляет социальное государство рыночного типа. Для этого важно рассмотреть основные признаки и исторически сложившие модели социального государства.
Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйствования, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.
Итак, основными признаками социально-ориентированного государства являются:
5.
Наличие системы обеспечения
занятости, системы
6.
Наличие доступного
7.
Наличие институтов
Рассмотрим теоретические предпосылки построения социального государства, основой которого является социально-экономическое развитие общества.
Долгое время считалось, что уровень экономического развития государства обеспечивает высокое качество жизни населения, но это положение оказалось неверным. В настоящее время все больше происходит осознание взаимозависимости экономического и социального развития государства. Развитие современной управленческой науки пришло к осознанию того факта, что высокое качество жизни населения – это не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем.
Рассмотрим схему функционирования социального государства, основными элементами которого являются социальная сфера общественной жизни и экономическая среда, обуславливающие развитие друг друга.
Социальная сфера представляет собой совокупность различных видов, функций и организационных форм социальной деятельности, общей целью которых является обеспечение развития человека и удовлетворение его потребностей. Она является подсистемой общества, выступающей объектом управления со стороны социального государства. В ее содержание входят предметно-вещественные, человеческие, институциональные, духовные и иные компоненты.
Экономическая среда определяется экономическим отношениями в обществе и включает материально-производственные отрасли, финансовый, трудовой и товарный рынки, которые создают материальную базу для экономического роста.
Рис.
3. Схема взаимосвязи
экономической среды
и социальной сферы
Социальная сфера и экономическая среда во взаимосвязи позволяют создать и привести в действие механизм регулирования социальной рыночной экономики, направленной на повышение уровня и качества жизни всех граждан.
Рис.
2. Содержание связей
между экономической
средой и социальной
сферой
Принципы формирования социального государства
Согласно мнению д.э.н. Григория Эммануиловича Слезингера, взаимная ответственность социального государства и его граждан предполагает формирование социальной экономики, гармонически сочетающей общегосударственные интересы с интересами различных слоев и групп населения. Следовательно, нужно остановиться на понятии социальной экономики.
Под социальной экономикой следует понимать экономику, характеризующуюся следующими признаками:
1.
Это должна быть рыночная
2. Экономика должна быть направлена на достижение достойного уровня жизни населения страны.
3.
Экономика должна быть
К основным принципам функционирования социальной экономики и социального государства относятся:
1. Единство экономической и социальной политики.
2. Разграничение и интеграция элементов социальной экономики на микро-, мезо- и макроуровнях.
3. Формирование и развитие социального партнерства между субъектами труда, капитала, политики как необходимое условие социально-экономического роста.
Реализация рассмотренных принципов формирования и функционирования социальной экономики требует проработки теоретического подхода к разграничению роли государства, общественных организаций и субъектов хозяйствования в этом направлении. В статье Р.С. Гринберга и А.Я. Рубинштейна «К теории рационального поведения государства в современной экономике» авторами рассмотрены три принципа такого разделения: