Особая роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:10, реферат

Описание

При переходе к рыночной экономике ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены.

Работа состоит из  1 файл

Экономика.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Прямое владение акциями  компаний – это не единственная форма вмешательства в экономику. «Сегодня государство де-факто контролирует весь рынок, ведь в нашей стране нет действительно гарантированной частной собственности. Вместо нее у нас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно легко лишиться по воле феодала.

Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в производимом ВВП. По его данным, за 2001 год доля нерыночного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста госсектора выражал министр финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находилась тогда в руках государства или под его контролем. В последующие годы глава Минфина напоминал о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся вмешательстве государства в работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке страховых услуг, 76% нарушений – на рынке банковских услуг и 50% – на рынке других финансовых услуг. И в последнее время положение только усугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года число нарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.

Сейчас в списках  так называемых стратегических предприятий  и отраслей России находится более 1 тыс. компаний, многие из которых, по оценке Минфина, неизвестно как туда попали. Совокупная выручка за 2005 год 10 крупнейших госкомпаний составила свыше 20% ВВП. Для сравнения: Великобритания еще в 1970-х годах добилась снижения доли государственных компаний в ВВП с 12% до 2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической  политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.

В России созданы материальные, технологические и социальные основы индустриального общества. Таким  образом, стратегическая цель развития экономики страны – постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.

Концепция развития экономики  разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы  развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.

При программно-целевом  подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в тех случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

2.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009.

3.  Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005.

4. Лобачева Е.Н. Экономика: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2003


Информация о работе Особая роль государства в российской экономике