Особенностей региональных проблем на примере Чувашской республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:48, реферат

Описание

Россия - многонациональное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.
Выделение административно-территориальных образований в составе субъектов Федерации связано с тем, что управление всеми сферами общественной жизни из единого центра неэффективно, так как при этом теряется оперативность управления, нерационально формируется информационное обеспечение: с одной стороны, информация о данной территории может быть перенасыщенной, включающей не имеющие существенного значения данные, а с другой - неполной, не содержащей особых, специфических характеристик.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Особенности проблем регионов……………………………………………5
2. Региональные проблемы на примере ЧР…………………………………..8
3. Пути решения региональных проблем ЧР………………….……………12
Заключение …………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Копия РЕФЕРАТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧР.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ» 

   ЧЕБОКСАРСКИЙ  ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ» 
 
 

   Кафедра  социальных и правовых дисциплин 
 
 

   Реферат

   по  Региональной экономике и управления

   на  тему: 
 
 

   «ОСОБЕННОСТИ  РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ» 
 
 
 

                                                                                 Специальность: государственное

                                                                          и муниципальное управление

                                                               Выполнила: студентка

                                                 группы 08-Г-11

                                                                         Семенова Анита Григорьевна

                                                                  Научный руководитель:

                                                        к.п.н.  Данилов С.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Чебоксары 2011

   Содержание

   Введение………………………………………………………………………..3

   1. Особенности  проблем регионов……………………………………………5

   2. Региональные  проблемы на примере ЧР…………………………………..8

   3. Пути  решения региональных проблем ЧР………………….……………12

   Заключение …………………………………………………………………..14

   Список  использованной литературы………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Россия - многонациональное государство, состоящее  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.

   Выделение административно-территориальных образований  в составе субъектов Федерации  связано с тем, что управление всеми сферами общественной жизни  из единого центра неэффективно, так  как при этом теряется оперативность управления, нерационально формируется информационное обеспечение: с одной стороны, информация о данной территории может быть перенасыщенной, включающей не имеющие существенного значения данные, а с другой - неполной, не содержащей особых, специфических характеристик.

   Административно-территориальное  деление - это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам  Федерации осуществлять целенаправленное управление, развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учетом специфики различных районов своей территории.  

   Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики, как  на федеральном, так и на местном  уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

   Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

   Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

   Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

   Актуальность  объясняется тем что в Российской Федерации как и в других странах существуют социально-экономические, экологические, политические и другие проблемы, связанные с социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др. Административно-территрориальное деление разделяет Российскую Федерацию на субъекты, тем самым каждый субъект берет на себя всю ответственность за причины появления проблем, за их нежелательное  распространение и скорейшее их решение.

   Целью данной работы является изучение особенностей региональных проблем в целом  по Российской Федерации и в Чувашской республике отдельно и обозначить пути решения основных проблем.

   Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:                                                 - рассмотреть особенности проблем регионов;                                                                  - изучить основные проблемы в Чувашской Республике;                                                - охарактеризовать пути решения региональных проблем. 

   
  1. Особенности региональных проблем

   Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Введенное понятие региона является весьма абстрактным ("регион вообще") и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами. Существуют разные точки зрения на задачи и суть региональной политики, теорию и практические пути ее реализации и др., что на наш взгляд вызвано неоднозначным пониманием самого объекта региональной политики, целей и средств ее проведения.                                                                                                 В трудах всемирно известных организаций по экономическому сотрудничеству и развитию отмечается, что объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода региональные неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях предпринимательства и т. д. Целью региональной политики является свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей. Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий. и др.                                                                                                                       В особенностях региональных проблем выделяют наиболее значимые, к их числу относятся:                                                                                                     

     - резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в отдельных регионах страны (Российская Федерация наиболее контрастная страна мира, включающая как Арктику, так и регионы с климатом пустынь и полупустынь);                                                                                                                                           - масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, которые определяют «продуктивность» регионов. Этот фактор влияет не только на сельское хозяйство, рыболовство, добычу ископаемых и лесное хозяйство, но и на условия размещения промышленности и жизни людей;                

     - периферийное или глубинное положение региона, вследствие чего повышаются транспортные расходы, растут цены и сужается рынок сбыта. Плохие транспортные и коммуникационные связи периферийного региона затрудняют его экономическое развитие;                                                                     - устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций;

   - агломерационные преимущества (большое  пересечение в регионе межотраслевых  связей) и агломерационные недостатки (перенаселение);                  - тенденции в экономическом развитии страны (в периоды экономического роста в так называемых отсталых регионах возникают новые фирмы, что обусловливает хозяйственную активность, а на стадии стагнации активность падает);                                                                                                                                 - стадия технологического развития, влияющая на те или иные виды производства товаров (сырьевые ресурсы, промежуточные продукты, товары конечного потребления, услуги и т. д.);                                                                         

  - политические условия, формы общей и региональной политики; институциональные факторы: степень региональной автономии, история развития.                                                                                                                  

  - физические факторы размещения: наличие или отсутствие гаваней, аэропортов, транспортных систем, промышленных площадок, обеспеченность телекоммуникационными системами и др., т. е. производственная инфраструктура (в принятой у нас терминологии);                          - большой внешний контроль над фирмами или малый удельный вес фирм, основанных местными предпринимателями;                                                                  - социально-культурные факторы: степень урбанизации, образованность населения, наличие научных центров и др.

   Этими причинами можно объяснить многие пространственные неравенства в  социально-экономическом состоянии  регионов России (субъектов Федерации  и их частей). Кроме них в настоящее время можно отметить и такие причины пространственных неравенств в РФ, как:                                                            

  - разная интенсивность проведения в пространстве и во времени коренных экономических преобразований (например, процессов разгосударствления собственности);                                                                                                         - недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической макрополитики (например, последствий либерализации цен на общественно значимые товары и услуги, такие как энергоносители и транспорт);                                                                                                                 - незаконченность процесса разграничения прав между федеральным правительством, администрацией субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сферах решения социальных проблем и воздействия на экономику;                                                                                                                         - неравномерность в пространственном охвате, в скорости распространения и в глубине экономического спада;                                                                                    - распад единого экономического пространства СССР (РСФСР), формирование на территории Федерации локальных рынков товаров и услуг;           - неконтролируемый процесс дифференциации доходов населения (снижения уровня жизни) как между отдельными слоями, так и в региональном разрезе, сопутствующий кризису и введению разных форм собственности;

- бессистемное (слабо обоснованное) предоставление  отдельным субъектам Федерации  льгот и преференций от федерального  правительства для социальной  поддержки населения и др.

   В странах с рыночной экономикой исследователи выделяют две основные цели государственного вмешательства в развитие регионов:                           

1) «справедливость», т. е. такое размещение (пространственная  организация) экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния;   

Информация о работе Особенностей региональных проблем на примере Чувашской республике