2) «эффективность»,
которая требует рационального
использования производственного
потенциала каждого региона в
целях общенационального благосостояния.
Обе эти цели могут быть как совместимыми,
так и конфликтными. Как правило, в период
экономического роста преобладает первая
цель, в период кризисов - вторая. Не обязательно,
чтобы в политике государственных органов
разных уровней территориальной иерархии
доминировала какая-либо одна цель. Однако
определенная согласованность в региональных
политиках, проводимых федеральными, региональными
и местными властями, должна быть, иначе
пространственные неравенства будут нарастать.
В отдельных странах существуют разные
принципы разделения центральными и региональными
властями функций в сфере региональной
политики, специфические схемы сочетания
макро- и микроинструмента. Под макроинструментом
мы понимает рычаги монетарной, фискальной
и торговой политик, под микроинструментом
- рычаги непосредственного воздействия
на рабочих (труд) и на предпринимателей
(капитал). Выбор конкретного инструмента
микрополитики зависит от задач и специфических
условий их решения, сложившихся на (данный
момент в субъектах Федерации). При всем
разнообразии задач и различии условий
в регионах есть некоторые общие закономерности
в определении мероприятий (средств) решения
проблем. В общем случае возможные направления
микрополитики формируются путем выбора
объекта воздействия: рабочая сила (труд)
или рабочие места (капитал) - и выбора
направления воздействия: внутренней
или внешней перестройки условий деятельности
(работы и предпринимательства).
2.
Региональные проблемы на примере
Чувашии.
Комплексный
анализ социально-экономического развития
Чувашской Республики позволил выявить
следующие основные проблемы.
I.
Экономические структурно-инвестиционные
проблемы Чувашии
1.
Низкая инновационная активность
предприятий при недостаточном развитии
наукоемких и высокотехнологичных производств.
Инновации в настоящее время внедряются
главным образом на крупных предприятиях
республики, имеющих собственную научно-исследовательскую
базу. Чувашская Республика занимает 6-е
место среди 14 регионов Приволжского федерального
округа по удельному весу организаций,
занимающихся инновационной деятельностью,
в общем числе обследованных организаций.
Инновационному развитию препятствуют
нерациональное использование научного
потенциала Чувашской Республики, применение
неэффективных механизмов вовлечения
в хозяйственный оборот внутренних технологических
и интеллектуальных ресурсов, неразвитость
инновационной инфраструктуры.
2. Неконкурентоспособность выпускаемой
продукции и услуг.
Одним из условий включения в международный
товарооборот является внедрение международных
стандартов качества в организациях республики.
В настоящее время число сертифицированных
по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6%
от общего количества организаций реального
сектора экономики. Имеют сертификаты
соответствия международным стандартам
ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные
общества "Промтрактор", "Чебоксарский
электроаппаратный завод", "Перкарбонат"
и ООО "Элпри". Практически не вовлечены
в процесс внедрения международных стандартов
качества малый бизнес, организации сферы
услуг, образования, здравоохранения,
строительного комплекса, культуры.
3.
Снижение доходности, высокая степень
износа материально-технической
базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Земля в Чувашской Республике является
наиболее эродированной по сравнению
с землями других регионов Российской
Федерации. Коэффициент расчлененности
территории составляет 1,25, насчитывается
более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью
свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены
водной эрозии. Снижение доходности и
рентабельности сельскохозяйственного
производства лишило сельхозтоваропроизводителей
возможности вести нормальное воспроизводство,
а также привело к ухудшению финансового
состояния сельскохозяйственных организаций
с выводом земель сельхозназначения из
оборота и уходу из села квалифицированной
рабочей силы из-за низких доходов.
4.
Неразвитость рынка земли.
Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического
и градостроительного развития. Отсутствие
свободной купли-продажи земли негативно
сказывается на формировании эффективного
землепользователя, расширении хозяйственных
площадей, привлечении инвесторов, в том
числе в агропромышленный комплекс. Земельный
рынок в Чувашской Республике находится
в начальной стадии формирования. Наиболее
перспективным инструментом эффективного
использования земли является ипотека
земельных участков. В настоящий момент
законодательная база разработана только
для первой части ипотечной схемы - предоставления
кредита под залог земельного участка.
Для второй части, связанной с переводом
земли в ликвидные активы, существуют
не урегулированные законодательством
отношения, являющиеся серьезными препятствиями.
Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой
пашни на землях сельскохозяйственного
назначения. Для становления земельного
рынка и развития ипотеки земли в первую
очередь требуется завершить процессы
разграничения и регистрации прав собственности
на землю. Разграничение земель по уровням
собственности необходимо для объединения
объекта недвижимости и земельного участка
под ним с целью формирования единого
объекта налогообложения, что позволит
увеличить доходную часть консолидированного
бюджета Чувашской Республики. Развитие
земельно-рыночных отношений, закрепление
права собственности на землю, активизация
процессов купли-продажи и залога земельных
участков увеличат заинтересованность
во вложении средств в землю и объекты
недвижимости, тем самым повысят инвестиционную
привлекательность Чувашской Республики.
5.
Недостаточный уровень развития
транспортной инфраструктуры, безопасности
и качества транспортных услуг. Чувашская
Республика по плотности автомобильных
дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием
на 1 тыс. кв. км территории) находится на
уровне стран с развитой рыночной экономикой,
но значительно уступает им по техническому
состоянию дорожного полотна, которое
не соответствует нормативным требованиям.
Основная часть дорог имеет параметры
низких категорий, 77% общей протяженности
дорог общего пользования IV, V категорий
и внекатегорийные дороги. Для соединения
их с сетью дорог общего пользования необходимо
построить более 1,0 тыс. км местных дорог.
Это будет способствовать комплексному
освоению территорий, прилегающих к городам
и районным центрам, в которых сконцентрирован
основной производственный потенциал
Чувашской Республики, увеличению мобильности
сельских жителей и вовлечению рекреационных
зон Чувашской Республики в процесс организации
отдыха жителей и гостей республики. Отсутствие
постоянного воздушного сообщения с крупными
городами и возможности приема-выпуска
воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность
Чувашии, особенно для крупных инвесторов.
Уровень развития инфраструктуры речных
портов республики не позволяет в полной
мере использовать имеющийся потенциал
региона из-за недостаточной глубины судового
хода одной из главных транспортных артерий
России - р. Волги. До настоящего времени
не реализована стратегически важная
задача создания единого глубоководного
пути с гарантированной глубиной судового
хода по международному транспортному
коридору "Север - Юг" по причине отсутствия
решения Правительства Российской Федерации
по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища
до проектной отметки 68 метров.
6.
Неудовлетворительное использование
туристско-рекреационного потенциала
Чувашской Республики. В Чувашской Республике
отмечается положительная динамика роста
объемов туристских услуг, оказываемых
в санаторно-курортных, гостиничных, туристических
организациях. Однако число туристов,
посещающих Чувашию, остается низким.
7.
Неразвитость рынка услуг.
Доля отраслей, производящих услуги, в
валовом региональном продукте в Чувашской
Республике составляет 40,3%, в среднем по
Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО
- 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых
странах составляет от 60 до 80%. Рынок услуг
в Чувашии характеризуется недостаточным
уровнем их качества, наличием диспропорций
в развитии отдельных видов, ориентированных
в основном на потребителей с невысокими
доходами. Наибольший удельный вес в общем
объеме платных услуг занимают в основном
бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные,
транспортные и услуги связи, тогда как
расходы на нематериальные услуги незначительны.
Традиции производства и потребления
нематериальных услуг, формирующие стереотипы
деятельности субъектов рынка (потребителей
и производителей), развиты в недостаточной
степени.
II. Социальные
проблемы Чувашии
8. Относительно низкий уровень доходов
населения. Несмотря на положительную
динамику реальных денежных доходов населения
Чувашии в последние годы, они пока отстают
от аналогичных среднероссийских показателей.
Значительная часть населения (20,3%) имеет
уровень доходов ниже прожиточного минимума
(по России - 16,0%). Имеются существенные
диспропорции в уровне оплаты труда в
различных секторах экономики республики.
9.
Сложная демографическая ситуация, необходимость
улучшения состояния здоровья населения.
Для Чувашской Республики так же, как и
для России в целом, характерен процесс
депопуляции, в основе которого лежит
естественная убыль населения за счет
высокого показателя смертности, превышающего
уровень рождаемости. В Чувашии отмечается
незначительный миграционный отток, в
том числе наиболее активных, молодых
граждан - потенциала будущего. Высокий
показатель смертности населения трудоспособного
возраста увеличивает риски инвестиций
в человеческий капитал Чувашии. Решение
проблем в области демографии и здоровья
должно способствовать сокращению прямых
и косвенных социально-экономических
потерь общества от управляемых причин
смертности трудоспособного населения.
Все это в конечном итоге позволит повысить
инвестиционную привлекательность региона
и его жителей.
10.
Недостаточный уровень обеспеченности
граждан комфортным и доступным жильем.
Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек
в Чувашской Республике значительно опережает
среднее значение показателя по Приволжскому
федеральному округу и по Российской Федерации,
проблема обеспечения жильем нуждающихся
граждан остается острой. Уровень износа
объектов коммунальной инфраструктуры
составляет в среднем 60%. Следствием этого
является технологическая отсталость
и низкое потребительское качество предоставляемых
коммунальных услуг.
III.
Экологические проблемы
Чувашии
11.
Незавершенность строительства Чебоксарского
гидроузла и ухудшение экологического
состояния Чебоксарского водохранилища.
В течение 25 лет Чебоксарский гидроузел
эксплуатируется на временной промежуточной
отметке 63,0 метра. Водохранилище Чебоксарской
ГЭС не имеет полезной емкости и не осуществляет
регулирование водосброса, что не обеспечивает
самоочищение воды. Удельные площади мелководий
(31,5%) значительно превышают допустимые
санитарные нормы (15 - 20%).
12.
Загрязнение окружающей среды на территории
Чувашской Республики. Рост потребления,
высокая плотность населения (70,3 человека
на 1 кв. км) и развитие производства приводят
к увеличению накопленных отходов (на
43% за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов
размещения отходов в районах и городах
Чувашской Республики заканчивается.
В г. Чебоксары вместимость существующего
мусороприемного полигона исчерпана.
Удельный вес загрязненных сточных вод,
сбрасываемых в поверхностные водные
объекты, составляет 89,3% от общего объема
сброса сточных вод. В связи
с ростом автомобилизации обостряется
проблема загрязнения атмосферного воздуха
в крупных городах.
3.
Пути решения региональных проблем.
Стратегическое
развитие Чувашии в долгосрочной
перспективе определено с учетом
приоритетов социально-экономической
политики Российской Федерации, глобальных
тенденций мирового развития, связанных
с переходом к постиндустриальному обществу,
применением новейших технологий, формированием
"экономики знаний" и усилением интеграционных
экономических процессов в обществе.
В складывающихся условиях Чувашии необходимо
осуществить комплекс мер по укреплению
конкурентных позиций на российском и
мировом рынках, создать высокотехнологичную,
инновационно восприимчивую и динамично
развивающуюся экономику исходя из собственного
потенциала, сравнительных преимуществ
республики, целенаправленной инвестиционной
политики и активного привлечения инвестиционного
капитала во все сферы жизнедеятельности,
создающих мультипликативный эффект и
формирующих ускоренный социально-экономический
рост.
Пространственное развитие территории
Чувашской Республики базируется на максимально
полном использовании потенциала инвестиционных
зон, определенных в соответствии с Территориальной
комплексной схемой градостроительного
планирования.
В зависимости от природно-ресурсного,
трудового, промышленного, инфраструктурного,
сельскохозяйственного и инвестиционного
потенциала муниципальные районы Чувашии
объединены в четыре характерные зоны.
Северная зона - Ядринский, Моргаушский,
Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский,
Аликовский, Красноармейский и Козловский
районы. В этой зоне проживает 68% населения
Чувашии, доля городского населения составляет
88,6%.
Конкурентным территориальным преимуществом
данной зоны является приближенность
к развитому промышленному комплексу
гг. Чебоксары и Новочебоксарска. Здесь
сосредоточены основные энергетические
мощности Чувашской Республики (Чебоксарская
ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные
промышленные предприятия (ОАО "Промтрактор",
ОАО "Химпром", ОАО "Чебоксарский
агрегатный завод" и др.). Сельское хозяйство
имеет пригородную специализацию. Развита
инфраструктура, имеются рекреационные
зоны и лесные массивы. Все это делает
северную зону самой экономически активной
и инвестиционно привлекательной, в том
числе для урбанизации территорий и внедрения
новых технологий в строительстве.
Центральная зона - Урмарский, Канашский,
Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский
районы. Сельскохозяйственная зона с благоприятными
условиями для организации воспроизводства
и переработки сельскохозяйственной продукции.
Зона богата природными ресурсами (глиной
кирпичной, известняком, лесом, лекарственными
травами, ягодами, грибами и т.д.). Имеются
предприятия по их переработке. Важнейшим
транспортным центром данной зоны является
г. Канаш с предприятиями машиностроения
и металлообработки; инновационным центром
разработки и внедрения новых технологий
в области агрохимии - ОАО "Вурнарский
завод смесевых препаратов" пгт Вурнары.
Все это способствует размещению на территории
зоны новых производств и развитию центра
логистики и транспортного обслуживания.
Юго-Восточная зона - Комсомольский, Яльчикский,
Батыревский и Шемуршинский районы. Сельскохозяйственная
зона с наивысшим уровнем плодородия земель
в Чувашии. Наиболее эффективно используются
сельхозугодия на территории Батыревского
района. Объемы производимой сельскохозяйственной
продукции значительно превышают объемы
ее переработки. Культивируется коневодство.
Все население Юго-Восточной зоны проживает
в сельской местности. Данная территория
привлекательна для организации выпуска
экологически чистой сельхозпродукции
и сбора даров леса.
Юго-Западная зона - Красночетайский, Шумерлинский,
Порецкий и Алатырский районы. Кроме того,
на юго-западе расположен г. Алатырь, являющийся
центром русской православной культуры,
что дает возможность для развития туристскорекреационного
кластера с вовлечением основных ресурсов
- р. Суры и лесных массивов. В г. Алатыре
размещены организации, специализирующиеся
на выпуске электротехнической продукции
(ОАО "Электроавтомат", ОАО "Завод
"Электроприбор"), панелей, металлоконструкций,
холодильников (ОАО "Алатырский завод
низкотемпературных холодильников"),
продукции для железнодорожного транспорта
(Алатырский механический завод - филиал
ОАО "Российские железные дороги"),
автоматических ремней безопасности (ООО
"СКМ"). В городе располагается производство
конструкций для быстровозводимого малоэтажного
жилья по современным технологиям. Запланировано
строительство горно-обогатительного
комбината. В этой зоне развиты лесное
хозяйство и переработка древесины, ее
территория на 65% покрыта лесом. Около
47,5% населения проживает в сельской местности.
В Стратегии в качестве важнейшего ресурса
динамичного социально-экономического
развития Чувашской Республики рассматривается
рациональное использование человеческого
капитала и интеллектуального потенциала.
Предметом особого внимания является
создание необходимых инфраструктурных
условий для обеспечения качественных
структурных сдвигов во всех отраслях
экономики и социальной сфере, все это
в конечном итоге приведет к улучшению
качества жизни населения. В соответствии
с выбранными стратегическими целями
и задачами действия органов государственной
власти Чувашской Республики будут сконцентрированы
на реализации приоритетных направлений
развития.