Особенности бюджетной политики разных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
1.2 Бюджетное устройство государств
1.2.1 Бюджетное устройство унитарных государств
1.2.2 Бюджетное устройство федеративных государств
ГЛАВА 2. Приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года
2.1.1 Совершенствование налоговой политики
2.1.2 Пенсионная система
Заключение
Приложения
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая - Особенности бюджетной политики разных стран.docx

— 77.39 Кб (Скачать документ)

Введение 
ГЛАВА 1. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация 
       1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран 
       1.2 Бюджетное устройство государств

1.2.1 Бюджетное устройство унитарных государств

1.2.2 Бюджетное устройство федеративных государств 
ГЛАВА 2. Приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года

2.1.1 Совершенствование налоговой политики

2.1.2 Пенсионная система 
Заключение 
Приложения 
Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для выполнения своих функций  государственные органы на всех уровнях  управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства  каждой административно-территориальной  единицы, содержания законодательной  власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных  видов бюджетов, их сбалансирования  возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация  и принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных  прав) представляют собой бюджетное  устройство.

В разных странах бюджетное  устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления -- центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) -- три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном  устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов  бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это  касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны  с деятельностью отдельных видов  производственной инфраструктуры. Среди  них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального  страхования, охватывающие различные  виды пенсионного обеспечения, а  также пособия по безработице.

Таким образом, структура  бюджетов в зарубежных странах носит  неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и  расходов государства от затрат капитального характера.

Построение бюджетных  систем в развитых зарубежных странах  основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

Принцип единства бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных  классификаций, согласованными нормами  бюджетного процесса, единой социально-экономической  и налоговой политикой. Его задачей  служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный  бюджет, в федеративных государствах - не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития бюджета бюджетная система многих стран характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных  финансов. Например, правительство  США до принятия конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов  и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением  центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После  второй мировой войны процесс  централизации бюджетной системы как в федеративных, так и в унитарных государствах резко усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объема государственного бюджета и изменение соотношения между отдельными звеньями бюджетной системы. В результате опережающих темпов роста доходов центральных бюджетов по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы. По расходам, наоборот, наблюдается другая тенденция - увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация

         Расходы  являются одной из важнейших  характеристик государственного  бюджета. Через систему расходов  происходит перераспределение значительной  части национального дохода, осуществляется  вмешательство государства в  хозяйственные процессы, реализация  экономической и социальной политики  государства. 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что  они служат активным инструментом экономической  политики. С их помощью государство  воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство  осуществляет политику социального  маневрирования, обеспечивает воспроизводство  рабочей силы. Следовательно, расходы  государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его  главных функций и задач.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются  под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень  социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая  и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние  оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную  классификацию.

Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.

Для расходов основными видами классификации  являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри ведомства (министерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, гражданской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.

При предметной (или отраслевой) классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная классификация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.

Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.

Смешанная (или комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна также группировка бюджетных расходов по предметам, а затем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Помимо вышеназванных классификаций, в последнее время в бюджетной  практике возник ряд новых ее видов. Среди них наибольшую известность  получили целевая классификация и классификация по функциональным признакам. В первом случае классификация основывается на разбивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охватывает десятки департаментов.

Классификация по функциональным признакам  основывается на концепции государственных  финансов, которая рассматривает  государственные средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функциями  государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы  подразделяются по отдельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).

Наконец, существует ряд других видов  классификации расходов, в основу которых положены различные признаки. Например, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

Доходы бюджета в основном классифицируются по источникам: налоги, займы, поступления  от государственных .

Существуют и другие виды классификации  доходов. К ним относятся: юридическая, финансовая и экономическая классификации.

Юридическая исходит из признака образования  дохода, а именно: используется для  этого сила государственной власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная власть), плата за услуги (не используется). Финансовая классификация основывается на делении  доходов на безвозвратные или  постоянные (налоги) и временные (займы). Экономическая классификация имеет  в своей основе характер источника  дохода или характер экономических  последствий в результате получения  доходов.

Наиболее популярна и чаще всего  используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная классификация. Согласно этой классификации все  расходы бюджета могут быть разделены  на следующие основные группы: 1) экономические;

2) финансирование социально-культурных  мероприятий;

3) содержание правоохранительных  органов, органов государственной  власти и управления;

4) финансирование науки; 

5) финансирование обороны; 

6) расходы по внешнеэкономической  деятельности;

7) расходы по обслуживанию государственного  долга; 

8) создание резервных фондов.

 

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран

Для выполнения своих функций  государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов. Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования финансовых ресурсов государства, основное средство проведения им финансовой политики.

В процессе формирования доходов  и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентированные законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношения между многочисленными бюджетами, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство. В разных странах бюджетное устройство имеет особенности, обусловленные государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Информация о работе Особенности бюджетной политики разных стран