Особенности функционирования Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является раскрытие особенностей функционирования Фонда социального страхования России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты и выявить сущность системы социального страхования;
- рассмотреть источники функционирования ФСС РФ;
- изложить основные задачи и функции ФСС РФ;
- проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС РФ;
- выявить пути совершенствования системы социального страхования в современных условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы функционирования Фонда социального страхования…………………………………………………………………….6
1.1 Исторические аспекты системы социального страхования…………….6
1.2 Экономическая сущность системы социального страхования…………8
Глава 2. Основные направления развития Фонда социального страхования в РФ……………………………………………………………………………16
2.1 Источники формирования и направления использования средств бюджета Фонда социального страхования РФ……………………………..16
2.2 Анализ исполнения бюджета Фонда социального страхования………24
2.3 Проблемы совершенствования деятельности Фонда социального страхования и пути их решения……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 1.83 Мб (Скачать документ)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование

Тюменский Государственный университет

Филиал в г. Ишиме

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Финансы и кредит

тема: Особенности функционирования Фонда социального страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

ОДО направление

Экономика

Белоногова Н.В.

Научный руководитель:

                                                                                                 Огородникова И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2010

Содержание

 

      Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы функционирования Фонда социального страхования…………………………………………………………………….6

1.1 Исторические аспекты системы социального страхования…………….6

1.2 Экономическая сущность системы социального страхования…………8

Глава 2. Основные направления развития Фонда социального страхования в РФ……………………………………………………………………………16

2.1 Источники формирования и направления использования средств бюджета Фонда социального страхования РФ……………………………..16

2.2 Анализ исполнения бюджета Фонда социального страхования………24

2.3 Проблемы совершенствования деятельности Фонда социального страхования и пути их решения……………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………...41

Список литературы…………………………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов, имеющих важное значение для построения гражданского общества. Происходит активная перестройка системы социального страхования: совершенствуются теоретические основы и практика социального страхования, отрабатываются принципы и механизмы системы социального страхования. Однако остаются нерешенными проблемы выбора пути, по которому должно идти совершенствование социального страхования - по пути либерализации, полной модернизации, либо усиления роли государственного влияния. А также насколько рационально происходят процессы формирования и использования финансовых ресурсов внебюджетных социальных фондов, и на каких принципах они должны быть основаны - на принципах страхования или государственной социальной помощи.

Все это непосредственно касается деятельности Фонда социального страхования РФ, обеспечивающего защиту от социально значимых рисков.

Функционирование Фонда происходит на фоне неблагоприятной демографической ситуации, падения уровня жизни основной массы населения, роста неравенства в доходах и потреблении, уменьшения численности экономически активного населения, низкой стоимости труда, снижения доли заработной платы в доходах работающих. Демографическая и социально-экономическая ситуация в стране оказывает непосредственное влияние на формирование доходов фонда, ограничивает его возможности обеспечения застрахованных гарантированными выплатами, пособиями и услугами по социальному страхованию. Однако именно в данных условиях возрастает значение Фонда в процессе воспроизводства населения, в поддержании здоровья нации, перераспределении доходов граждан, повышении стабильности в обществе и экономике, гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Со времени образования Фонда практически заново происходило формирование правовой базы, шло активное накопление опыта социальной защиты работающих на принципах социального страхования. Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с укреплением и расширением законодательства в сфере государственного регулирования самого фонда, организационными вопросами взаимодействия участников страхования, уточнением перечня социальных выплат, размера обязательных платежей и т.д.

Отсутствие ряда правовых норм, социально-экономические преобразования, неблагоприятная демографическая ситуация

непосредственно оказывают негативное влияние на сбалансированность доходных и расходных статей бюджета Фонда, и как следствие на его финансовую устойчивость.

Существование вышеперечисленных проблем повышают актуальность работы и предопределяют необходимость исследования вопросов организации финансового механизма Фонда и выработки предложений по совершенствованию процессов управления его финансовыми ресурсами в целях более эффективного выполнения задач социального страхования.

Целью работы является раскрытие особенностей функционирования Фонда социального страхования России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- изучить теоретические аспекты и выявить сущность системы социального страхования;

- рассмотреть источники функционирования ФСС РФ;

- изложить основные задачи и функции ФСС РФ;

- проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС РФ;

- выявить пути совершенствования системы социального страхования в современных условиях.

Объектом исследования является финансовая деятельность Фонда социального страхования РФ.

Предметом изучения в работе являются источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования Фонда социального страхования

1.1 Исторические аспекты системы социального страхования

 

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ

В настоящее время Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

 

1.2 Экономическая сущность системы социального страхования

 

Социальное страхование - одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере.

Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования РФ (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».

ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

2. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

Информация о работе Особенности функционирования Фонда социального страхования