Особенности функционирования Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является раскрытие особенностей функционирования Фонда социального страхования России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты и выявить сущность системы социального страхования;
- рассмотреть источники функционирования ФСС РФ;
- изложить основные задачи и функции ФСС РФ;
- проанализировать процесс формирования и направления расходования средств ФСС РФ;
- выявить пути совершенствования системы социального страхования в современных условиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы функционирования Фонда социального страхования…………………………………………………………………….6
1.1 Исторические аспекты системы социального страхования…………….6
1.2 Экономическая сущность системы социального страхования…………8
Глава 2. Основные направления развития Фонда социального страхования в РФ……………………………………………………………………………16
2.1 Источники формирования и направления использования средств бюджета Фонда социального страхования РФ……………………………..16
2.2 Анализ исполнения бюджета Фонда социального страхования………24
2.3 Проблемы совершенствования деятельности Фонда социального страхования и пути их решения……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 1.83 Мб (Скачать документ)

    Основная масса доходов бюджета Фонда социального страхования обеспечена поступлениями по обязательному социальному страхованию (53%), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (13%), средствами федерального бюджета на реализацию государственных функций (14%), средствами ФФОМС на реализацию государственных функций (4%), средствами федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ (16%).

Поступления по обязательному социальному страхованию в бюджет Фонда социального страхования в 2009 году составили 233,7 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления сократились на 0,1 млрд. рублей, или на 0,04%.

Поступления по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в бюджет Фонда социального страхования в 2009 году составили 58,3 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом сократились на 1,9 млрд. рублей, или на 3,3%.

Средств федерального бюджета на реализацию государственных функций в бюджет Фонда социального страхования в 2009 году поступило 60,3 млрд. рублей, что на 17% больше, чем в 2008 году.

Средств ФФОМС на реализацию государственных функций в бюджет Фонда социального страхования в 2009 году поступило 17 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в 2008 году.

Средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ в бюджет Фонда социального страхования в 2009 году поступило 70,7 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию приходится на выплату пособий по временной нетрудоспособности - в 2007 году данные выплаты составили 104,6 млрд. рублей или 59% от общей суммы расходов, в 2008 году – 132,1 млрд. рублей или 56%, в 2009 году – 287,3 млрд. рублей или 52%. В целом за три исследуемых года наметилась тенденция к росту размера пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме расходов. Рост расходов на оплату данного пособия обусловлен эпидемией гриппа и связан со значительным ростом среднедневного размера пособия. Это свидетельствует о том, что за выплатой пособия по временной нетрудоспособности стали обращаться работники с более высокой заработной платой.

Рост расходов ФСС РФ в 2008 – 2009гг. в основном был вызван увеличением расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

На выплату пособий по беременности и родам расходы в 2008 году составили 44 млрд. 417 млн. 100 тыс. руб. (150,5% к указанным расходам 2007 г.), в 2009 году – 57,3 млрд. рублей, а расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2008г. составили 45 млрд. 636 млн. 400 тыс. руб. (на 39,4% больше по сравнению с 2007 г.), в 2009г. – 62,3 млрд. рублей.

 

2.3 Проблемы совершенствования деятельности Фонда социального страхования и пути их решения

 

Фонд социального страхования Российской Федерации – система правовых, экономических и организационных мер, направленных на гарантированное государством материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, беременности и родов, старости, безработицы, потери кормильца, а также на получение ими медицинской помощи.

Одной из важнейших составных частей социальной политики является обязательное страхование социальных рисков, механизмы которого позволяют эффективно аккумулировать и использовать финансовые ресурсы на социальную защиту работающих граждан.

Действующая система страховой защиты населения от социальных рисков не смогла обеспечить:

- создание эффективных инструментов социальной защиты граждан, адекватных рыночному хозяйству;

- долгосрочную финансовую устойчивость обязательного социального страхования; при этом отсутствует взаимоувязанность доходов и расходов системы социального страхования и их сбалансированность;

- приемлемый уровень социальной защиты населения, прежде всего, работающего, при этом отсутствует взаимоувязка между базой для исчисления платежей на социальное страхование и возмещаемым заработком.

В системе обязательного социального страхования имеются системные проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему социальной защиты населения от основных социальных рисков.

Можно выделить следующие проблемы Фонда социального страхования:

Современное состояние социального страхования не отвечает сегодняшним потребностям и вызовам экономики и общества. Система во многом формальна, в значительной степени сохраняет черты социального обеспечения советского образца и поэтому нуждается в серьезной модернизации. Речь идет о выработке и применении механизмов более тонкой настройки системы с целью придания ей большего динамизма и эффективности, максимального учета интересов всех субъектов и участников социального страхования.

Основные недостатки российской системы социального страхования следует искать в неэффективной системе формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой социального страхования. Среди причин, препятствующих полноте формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая культура россиян, большинство из которых стремится уклониться от уплаты обязательных платежей. Реально полноту уплаты налоговых платежей с доходов физических лиц можно ожидать только в государственной сфере, где налогоплательщик не извлекает особую выгоду с неуплаченных налоговых сумм.

Для финансирования широкого спектра социальных обязательств государства привлекаются средства из фонда оплаты труда. Однако для этого могут быть привлечены и другие источники, например отчисления от подоходного налога, налога на прибыль, налоговых поступлений от экспорта и т.п. Идея заключается в том, что финансовое обеспечение социальной сферы в своей основе должно осуществляться через консолидированный государственный бюджет, и эти функции не следует перекладывать на бюджеты страховых фондов.

Социальное страхование по своей изначальной природе является особой формой социальной защиты работников, призванной обслуживать, специфические риски, компенсировать или замещать человеку утраченный заработок при потере трудоспособности. Попытки возложения на социальное страхование иных функций и задач размывают его основы, практически превращая в социальное обеспечение.

В стране не сформирована общенациональная стратегия развития системы обязательного страхования социальных рисков, отвечающая интересам работников и работодателей, неработающих граждан, рассчитанная на длительный период, увязанная с модернизацией ее финансирования и согласованная со сторонами социального партнерства.

За счет средств социального страхования предоставляется большое количество не страховых видов обеспечения. При этом сокращаются страховые и расширяются не страховые элементы во всех системах обязательного страхования социальных рисков (пенсионном страховании, обязательном социальном страховании, обязательном медицинском страховании, обязательном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний).

Анализ практики применения ЕСН показывает, что ожидаемый от его введения эффект не был получен: страховые взносы превратились в специальный налог для работодателей, которые при этом не приобрели никаких прав и полномочий на управление и контроль над использованием средств социального страхования; сохранилась высокая нагрузка на Фонд заработной платы (ФЗП); не достигнута финансовая устойчивость социальных фондов и не упрощено администрирование сбором средств. Средства в системе социального страхования Фонд социального страхования Российской Федерации направлялись наряду со страховыми пособиями осуществлять выплаты и расходы, которые не связаны с утратой заработка, а также пособия неработающим гражданам.

Остаются смешанными функции по страхованию работников и функции по оказанию государством социальной помощи не застрахованным, в том числе и не работающим гражданам.

Правила и нормы определения и назначения пособий и выплат в отдельных видах страхования не соответствуют современным  экономическим отношениям:

- устарели многие правила и нормы, определяющие порядок и условия назначения и размеры страховых выплат, продолжительность выплаты пособий;

- система перегружена льготами по срокам и размерами пособий, которые не связаны с трудовыми отношениями у конкретного работодателя, а зависят от места проживания, семейного положения, размера семейных доходов и т.п.

Все большее число работников исключаются из различных систем обязательного страхования социальных рисков. Так, начиная с 2003 года, из системы обязательного социального страхования практически полностью исключены работники организаций, перешедших на специальные режимы налогообложения. Страховщиком за счет страховых выплат работникам компенсируется в среднем только десятая часть пособия по временной нетрудоспособности. Выплата остальной части данного пособия возложена на работодателей.

В 2004 году в законодательство о социальном страховании внесены изменения, предусматривающие дальнейшее сокращение обязательств ФСС РФ, как страховщика, и для остальных категорий работников. Так, предусмотрена оплата первых дней временной нетрудоспособности не за счет средств ФСС РФ, а за счет средств работодателей. В этом случае обязательства страховщика перед застрахованными лицами по выплате пособий по временной нетрудоспособности сокращаются на одну треть.

Сохраняется недостаточная прозрачность внебюджетных фондов, практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров в управлении системой и финансами обязательного социального страхования, государство не поддерживает перехода к самоуправляемости страховых фондов, при которой основную роль в управлении системой социального страхования призваны играть работодатели и работники.

Неупорядоченной и не скоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Фактически отсутствуют актуарные расчеты, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, не определены принципы распределения страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Остается значительным разрыв между уплачиваемым страхователями налогом и уровнем выплат застрахованным работникам.

Потенциал негосударственных институтов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) в страховании социальных рисков не используется. Частные компании отстранены от государственного социального страхования (за исключением ОМС и инвестирования средств пенсионных накоплений). Добровольное страхование социальных рисков не интегрировано в государственную социальную политику.

Высокая ставка ЕСН привела к негативным микроэкономическим и макроэкономическим последствиям: ограничились возможности организаций по обеспечению роста заработной платы, возникли условия для расширения теневого рынка труда, снизился уровень официально установленной заработной платы, сократились поступления в государственные социальные внебюджетные фонды. Снижение базовой ставки ЕСН, в целом снижая общую нагрузку на Фонд заработной платы, не решило проблемы высокого уровня налогообложения заработной платы. Незначительное снижение ставки ЕСН привело только к соответствующему снижению доходов бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов по данному налогу, тогда как существенное снижение ставки ЕСН в перспективе могло привести за счет вывода зарплаты из «тени» к расширению налоговой базы и, как следствие, к увеличению поступлений в бюджеты социальных внебюджетных фондов.

Правительство Российской Федерации пошло по пути простого снижения размера ЕСН, не смотря на то, что работодатели неоднократно заявляли, что простого и механического снижения налога недостаточно. Это не стало способствовать реальному улучшению социального и медицинского страхования, а лишь привело к тенденции постоянного дефицита бюджетов внебюджетных фондов, в том числе и за счет продолжения финансирования не страховых расходов.

С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В связи с этим, статьей 24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а именно, глава 24 «Единый социальный налог» признана утратившей силу.

Соответственно с 01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут.

Информация о работе Особенности функционирования Фонда социального страхования