Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 00:56, реферат

Описание

Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) как историко-географический регион включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию и страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии. Страны данного региона относятся к ареалам различных цивилизаций, что накладывает отпечаток на характер экономического развития, и в частности на темпы и методы проведения рыночных преобразований. Так, в сферу западноевропейской цивилизации входят Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Словения. К славяно-византийской цивилизационной зоне относятся Болгария, Румыния, Сербия и Черногория, Македония. Наконец, к исламскому миру тяготеют Албания, Босния и Герцеговина. Наиболее последовательно и с относительно меньшими трудностями происходил процесс рыночных преобразований в странах первой групы.

Работа состоит из  1 файл

кср по экономике.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

                                                                  Кафедра общенаучных  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

КСР по курсу «Международные экономические  отношения»

на тему: «Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы». 
 
 
 
 
 

                                                                    Мащенко Марии  Юрьевны

                                                                    студентки 4-го  курса, гр. №6

                                                                    специальности

                                                                     международные отношения 

                                                                    Преподаватель:

                                                                    Ярошевич В. И.

Минск 2010

 

    Центральная и Восточная  Европа (ЦВЕ) как историко-географический регион включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию  и страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии. Страны данного региона относятся к ареалам различных цивилизаций, что накладывает отпечаток на характер экономического развития, и в частности на темпы и методы проведения рыночных преобразований. Так, в сферу западноевропейской цивилизации входят Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Словения. К славяно-византийской цивилизационной зоне относятся Болгария, Румыния, Сербия и Черногория, Македония. Наконец, к исламскому миру тяготеют Албания, Босния и Герцеговина. Наиболее последовательно и с относительно меньшими трудностями происходил процесс рыночных преобразований в странах первой групы.

    Несмотря  на цивилизационные различия, страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития. Развитие рыночных отношений в данном регионе началось лишь во второй половине XIX века, и Центральная и Восточная Европа стала «вторым эшелоном» европейского капитализма, являясь (за исключением Чехии) резервуаром сырья и рабочей силы, а также рынком сбыта для Западной Европы. После Второй мировой войны, когда ЦВЕ вошла в сферу влияния Советского Союза, в этих странах был осуществлен переход к директивной плановой системе.

    Социально-экономические  реформы являются определяющими  в развитии бывших социалистических стран с начала 1990-х гг. В большинстве случаев они предполагают скорейшее усиление роли рынка через радикальную либерализацию, приватизацию и реструктуризацию в экономике и сокращение издержек в социальной сфере через снижение в ней роли государства в пользу рыночных механизмов.

    Постепенно  в 50-60-х годах исходную советскую  модель административно-командной системы сменили (но в общих рамках этой системы) модели национальные – югославская, венгерская, польская. Эти модели, в отличие от более ортодоксальной советской, допускали определенное развитие элементов рыночной экономики: сохранение единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, сравнительно большую ориентацию производства на потребительский спрос, активное развитие внешнеэкономических связей со странами рыночной экономики, вплоть до привлечения иностранных инвестиций и сотрудничества с МВФ и МБРР. В целом к концу социалистического периода эти страны (кроме Албании) можно было охарактеризовать как среднеразвитые индустриальные.

    Исчерпание  еще в 60-70-х годах потенциала АКС  побудило коммунистическое руководство  некоторых стран к проведению экономических реформ с элементами рыночных отношений. Такие реформы  осуществлялись в Венгрии, Польше, Чехословакии, не говоря уже о Югославии, где раньше утвердилась система «рыночного социализма».

    С точки зрения исходных условий, страны ЦВЕ можно разделить на две  группы. В первую - входят более развитые в социально-экономическом отношении  страны, где продвижение к рыночной экономике происходило последовательно и довольно высокими темпами (Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия). Сравнительно быстрое и успешное продвижение этих стран к рыночной экономике было обусловлено рядом факторов. В указанных странах были заложены основы рыночной экономики еще до поворота к административно-командной системе. Структура народного хозяйства в них была более сбалансированной: имелась развитая легкая промышленность, а доля тяжелой промышленности была ниже, чем в России. Предприятия ВПК не играли такой большой роли в экономике, а в некоторых из рассматриваемых стран (Венгрия) их практически не было. Жизненный уровень населения и система социальной защиты находились на довольно высоком уровне, что создавало определенный «запас прочности» в связи с неизбежным ухудшением социальных условий. Сложился консенсус всех слоев населения и основных политических сил в отношении необходимости перехода к рыночной системе. Сохранились тесные экономические и исторические связи с Западной Европой, составной частью которой привыкла считать себя интеллектуальная элита и подавляющее большинство населения рассматриваемых стран.

    Вторая  группа включает менее развитые в  социально-экономическом отношении  страны Балканского региона, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется медленнее, чем в странах Центральной Европы. В эту группу входят Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Более низкий, чем в странах первой группы, жизненный уровень населения, еще снизившийся в период реформ, порождал антирыночные настроения и довольно сильные уравнительные тенденции, что вело к отсутствию в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований. Менее развитыми были и связи балканских стран с Западной Европой. Общество в этих странах оказалось психологически менее подготовлено к радикальной трансформации.

    На  результаты рыночных преобразований, наряду с исходными условиями, определенное влияние оказывает проводимая реформаторами  политика. То, что странам Центральной  Европы удалось сократить продолжительность первого этапа системной трансформации и снизить социальные издержки крушения АКС, объясняется не только лучшими исходными условиями, но и более тщательно разработанной стратегией осуществления преобразований. 

    Дифференциация  стран ЦВЕ по методам  проведения системных реформ.

    Практика  начального этапа системной трансформации  продемонстрировала два основных варианта перехода к рыночной экономике: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Венгрия) и радикальный  путь ускоренного слома прежней системы и создания рыночных отношений «сверху» государством (классический пример - Польша).

    Радикальный путь («шоковая терапия») применялся с  различной степенью интенсивности  в большинстве стран ЦВЕ ввиду  того, что необходимые экономические  преобразования в этих странах «перезрели», оптимальные сроки их проведения были упущены в силу политических факторов (неспособность и нежелание коммунистической элиты последовательно проводить реформы, подрывающие ее монополию на власть). Программа «шоковой терапии» была разработана специалистами МВФ и МБРР.

    Более благоприятные условия для системных  реформ существовали в Венгрии, Польше, Словении и Чехии, что предопределило сравнительно быстрое и успешное проведение системной трансформации  в этих странах.

    Провести  периодизацию трансформационного процесса в странах ЦВЕ Довольно сложно, так как при общей направленности этого процесса он проходил в различные сроки в отдельных странах. Все же можно сказать, что в странах Центральной Европы начальный этап пришелся на 1990- 1993 годы, когда прошла либерализация экономики и была в основном достигнута макроэкономическая стабилизация, а к концу этого периода завершился трансформационный спад.

    Несмотря  на принимавшиеся центральноевропейскими реформаторами меры, жизненный уровень  населения снизился, что привело в 1993-1994  годах к поражению на выборах праволиберальных сил и приходу к власти партий социал-демократической ориентации. Левоцентристские правительства Венгрии, Польши и Словакии хотя и продолжили реформаторский курс, однако темп преобразований с целью обеспечения адаптации широких слоев населения к рыночным условиям замедлился.

    Период 1994-1998 годов можно оценить как этап закрепления достигнутых позитивных результатов, попыток скорректировать последствия допущенных прежде ошибок. На второй период в Венгрии, Польше Словакии и Чехии приходится массовая приватизация. На этом этапе в странах Центральной Европы завершается спад и возобновляется экономический рост, так что в 1998 году уровень ВВП в целом по региону Центральной Европы составлял 99% к уровню 1990 года, а в Польше -119%. Несмотря на неоднократно проводившиеся в этот период модификации экономической политики, ее стратегические направления и принципы, заложенные первыми реформаторскими правительствами, сохранялись неизменными, что обеспечивало преемственность и непрерывность политики системной трансформации.

    На  рубеже веков в Центральной Европе начался новый этап системных  преобразований. Содержанием третьего этапа рыночных реформ является продолжение либерализации экономики, но уже на новом уровне, а именно в условиях изменения роли и функций государства. Углубление реформ в государственном секторе предполагает, во-первых, приватизацию в наиболее капиталоемких отраслях производства и инфраструктуры; во-вторых, реформирование естественных монополий; в-третьих, расширение экономической либерализации и устранение бюрократических «наслоений», появившихся в годы «передышки» (1994-1998 гг.); и, наконец, всемерную поддержку развивающейся рыночной инфраструктуры (формирование рынка ценных бумаг, развитие системы биржевой торговли, современных форм кредитования и страхования и т.д.).

    В странах Балканского региона (Болгария, Румыния) на первом этапе (1990-1994 гг.) начатые  в условиях глубокого социально-экономического кризиса реформы «шокового» типа натолкнулись на широкое социальное недовольство (вплоть до свержения в результате похода румынских шахтеров первого реформаторского правительства П. Романа в сентябре 1991 г.). Радикальные реформаторы продержались здесь у власти не более полутора-двух лет, а сменившие их «беспартийные» кабинеты затормозили проведение реформ.

    Отказ от радикальных преобразований не мог  предотвратить углубления системного кризиса унаследованной от АКС экономики. Более того, вследствие серьезных  просчетов в экономической политике социалистического правительства Болгария в 1996-1997 годах была ввергнута в жесткий финансовый кризис. В Румынии в 1992-1996 годах продолжалось углубление экономического кризиса, сопровождавшееся ростом цен и безработицы.

    На  втором этапе (1996-2000 гг.), когда у власти в Болгарии и Румынии находились праволиберальные силы, была предпринята попытка радикализации рыночных преобразований, и взят курс на ускорение приватизации,  максимальное привлечение иностранного капитала, формирование рыночной инфраструктуры. Однако ускорение рыночных реформ обернулось, особенно в Румынии, резким падением уровня и качества жизни, глубоким социальным расслоением. Возможности активной социальной политики были блокированы затяжным экономическим спадом, бюджетам кризисом и отсутствием финансовых средств у государства.

    Ускорение реформ привело во второй половине 90-х годов к углублению трансформационного спада, остановить который удалось лишь в 2000-2001 годах. Объем ВВП в Болгарии в 2000 году составлял 82% от уровня 1990 года, а в Румынии в 1999 году этот показатель снизился до 73%, составив 82% к 1989 году. На Балканах, как и в России, трансформационный кризис оказался столь сильным ввиду специфики отраслевой и организационной структуры экономики, а также схожего менталитета населения. 

    Промежуточные итоги рыночных реформ в странах ЦВЕ

    Основные  меры по либерализации экономики  в странах ЦВЕ проводились  на протяжении весьма непродолжительного периода (1989-1991 гг.), когда были ликвидированы  органы директивного централизованного  планирования, отменена государственная  монополия внешнеэкономической деятельности, введена свобода предпринимательства. Либерализация цен, несмотря на первоначальные решительные шаги в духе «шоковой терапии», в большинстве стран ЦВЕ растянулась на все десятилетие 90-х годов. Доля свободных Цен составила: в Венгрии 92% (1992 г.), в Польше - 89,4% (1997 г.), в Чехии - 95% (1992 г.).

    Приоритетным  направлением рыночных реформ в странах  ЦВЕ выступала приватизация. Повсеместно  довольно быстро (1990-1993 гг.) и без  особых трудностей прошла «малая приватизация» - передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, изъятой у них коммунистическими режимами).

Информация о работе Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы