Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 00:56, реферат
Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) как историко-географический регион включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию и страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии. Страны данного региона относятся к ареалам различных цивилизаций, что накладывает отпечаток на характер экономического развития, и в частности на темпы и методы проведения рыночных преобразований. Так, в сферу западноевропейской цивилизации входят Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Словения. К славяно-византийской цивилизационной зоне относятся Болгария, Румыния, Сербия и Черногория, Македония. Наконец, к исламскому миру тяготеют Албания, Босния и Герцеговина. Наиболее последовательно и с относительно меньшими трудностями происходил процесс рыночных преобразований в странах первой групы.
Однако приватизация крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры поначалу не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали интереса у потенциальных покупателей.
К
концу 90-х годов доля частного сектора
в произведенном ВВП
По итогам приватизации можно сделать вывод, что преимущества от нее достигнуты по макроэкономическим показателям, в частности существенное снижение инфляции и достижение очень высокого индекса либерализации. Однако не было роста эффективности и налоговых поступлений.
Вместе
с тем опыт преобразования отношений
собственности в странах
В Польше частный сектор стал в начале 90-х годов единственной динамично развивающейся сферой материального производства, он сыграл роль своеобразного амортизатора спада в государственном секторе экономики.
В
странах ЦВЕ государство
Роль государства в экономике стран ЦВЕ изменялась по двум сценариям. При сильном демократическом режиме (Венгрия, Польша, Словения, Чехия) доля государственных расходов в ВВП снизилась (с 60 до 40-45%), но во время самих рыночных реформ возросла до уровня, сопоставимого с западноевропейским (около 45-50%). При слабом демократическом режиме (Болгария, Румыния) произошло обвальное сокращение доли государственных расходов в ВВП (с 50 до 25-35%). В странах Центральной Европы реформаторы, обновив государственную машину, сумели предотвратить ослабление государственных институтов и уменьшить вытекающие из этого негативные последствия в виде криминализации, разрастания теневой экономики и т.д.
Структура промышленного производства подверглась воздействию двух противоречивых тенденций. С одной стороны, сокращалась доля высокотехнологичных отраслей и производств высокой степени обработки, не выдерживавших конкуренции со стороны продукции промышленно развитых стран. С другой стороны, в Венгрии и Польше происходил опережающий рост созданных при помощи иностранного капитала современных экспортно-ориентированных мощностей в производстве автомобилей, вычислительной техники, а также средств связи, фармацевтики, части предприятий пищевой и легкой промышленности.
Что касается денежной политики, можно сказать, что неолиберальная денежная политика оказалась в странах ЦВЕ довольно действенной, где рост цен был менее высоким, а программы стабилизации вводились своевременно.
Крайне сложной оказалась рыночная трансформация сельского хозяйства и агропромышленной сферы в целом. Объем продукции сельского хозяйства снизился в Болгарии на 25%, в Венгрии - на 40%, в Хорватии - на 50%.
Социальная цена рыночных преобразований оказалась наиболее высокой в беднейших странах Балканского региона. В Болгарии реальная заработная плата уменьшилась вдвое за период 1991-1998 годов, в Румынии реальные доходы населения сократились почти в два раза по сравнению с дореформенным периодом; только за 1997-1999 годы вследствие углубления экономического кризиса жизненный уровень упал почти на треть.
Страны Центральной Европы за счет развития малого предпринимала и активной социальной политики смогли в основном сохранить и даже повысить жизненный уровень населения. Тем не менее, в Венгрии реальные доходы на душу населения и реальная заработная плата все еще не достигли предреформенного уровня (в конце 90-х годов - примерно 80% от уровня 1989-1990 гг.). В Чехии денежные доходы населения снизились за весь период трансформации на 10%.
Создание открытой экономики является важным элементом системных преобразований в странах ЦВЕ. Уже на ранних этапах рыночных реформ в странах ЦВЕ было разрешено заниматься внешнеэкономической деятельностью предприятиям всех форм собственности. Но движение к открытости в странах ЦВЕ сочеталось с постепенностью в отмене ограничений. Так, отмена валютных ограничений была взвешенной и поэтапной. С самого начала реформ почти все эти страны ввели правило обязательной продажи банкам 100-процентной валютной выручки от экспорта. Только по мере укрепления валютного положения предприятия получили право открывать валютные счета в национальных коммерческих банках. В Венгрии, Польше и Чехии указанное правило было отменено лишь в 1995-1996 годах.
К концу 90-х годов Венгрия, Словения и Чехия оказались в состоянии обеспечить относительно свободную обратимость своих валют по текущим операциям. Вместе с тем всюду сохраняется весьма жесткое регулирование операций по покупке недвижимости за границей, а также портфельных инвестиций.
В странах ЦВЕ в течение первого десятилетия трансформации были заложены основы рыночной экономики: проведена либерализация, утвердилось многообразие форм собственности и хозяйствования, достигнута макроэкономическая стабилизация, произошло значительное продвижение по пути создания открытой экономики.
Вместе с тем не были, да и не могли быть поначалу решены проблемы «верхнего эшелона» рыночных преобразовании. В частности, затянулось формирование таких институтов рынка, как рынок земли, фондовый рынок. Государство также сохранило довольно сильные позиции в ряде отраслей экономики и инфраструктуры. Почти повсюду не были реформированы естественные монополии. Лишь в самое последнее время страны ЦВЕ приступили к реформам социальной сферы.
Анализ развития процессов системной трансформации в странах ЦВЕ свидетельствует, что многие теоретические представления, господствовавшие на раннем этапе реформ, не нашли подтверждения в практике преобразований. Речь идет, во-первых, о возможности одномоментной и полной либерализации хозяйственной жизни страны при освобождении экономики от государственного регулирования. Сохранение в течение длительного времени государственного сектора предполагает значительную и в то же время снижающуюся роль государства в экономической жизни. Возникшие и расширяющиеся рыночные отношения сами по себе не могут быть единственным регулятором на этапе переходного периода. Однако в осуществлении государством своей регулирующей роли большое значение имеет качество политической элиты (компетентность, уровень коррупции, наличие или отсутствие клановых отношений и т.д.).
Во-вторых, частная собственность не является самодостаточным условием быстрого и эффективного развития рыночных отношений в той или иной сфере. Без создания конкурентной рыночной среды частная собственность не становится фактором экономического роста. Прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста не просматривается. Приватизация может оказать позитивное воздействие на деятельность экономических агентов лишь в том случае, если сопровождается необходимыми институциональными изменениями и эффективной экономической политикой, направленными на создание движущего механизма рыночной экономики - конкуренции.
В-третьих, накопленный в странах ЦВЕ опыт показывает, что не существует четкой альтернативы: или постепенный переход, или «шоковая терапия». Радикальный подход приемлем в период проведения либерализации и достижения макроэкономической стабилизации. Однако, как свидетельствует практика, переход к стабильным рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации экономики на макро- и микроуровнях. Революционный толчок к переменам может создать необходимые условия для начала эволюционного перехода, но не способен заменить сам переход.
Подытоживая опыт экономических преобразований в странах ЦВЕ в 90-е годы, следует иметь в виду, что проводившиеся в 60-80-е годы в этих странах реформы в духе «рыночного социализма» облегчили формирование институтов полноценной рыночной экономики, смягчили шок от системных преобразовании, но не избавили от острых проблем при переходе из одной системы в другую. С точки зрения исходных условий проведения рыночных преобразовании, страны ЦВЕ, как мы видим, делятся на две группы: Центральная Европа, где действовали более благоприятные факторы, и страны Балканского региона, в которых переход к рыночной экономике оказался сопряженным с более серьезными трудностями
На
начальном этапе системной
Опыт преобразования отношений собственности в постсоциалистических странах показал, что для успешного хода рыночных реформ ускоренная либерализация экономики и создание новых частных предприятий оказались более эффективными, чем ускоренная приватизация.
Список
литературы
Информация о работе Особенности экономических процессов в странах Центральной и Восточной Европы